Новые зарядные станции и испытания отечественного электрокара. Как на Гродненщине развивают инфраструктуру для электротранспорта и кто уже отказался от бензиновых двигателей?

Новые зарядные станции и испытания отечественного электрокара. Как на Гродненщине развивают инфраструктуру для электротранспорта и кто уже отказался от бензиновых двигателей?

Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 года №92 «О стимулировании использования электромобилей» вызвал оправданный восторг не только у белорусов, но и зарубежных сообществ. Предусмотренные документомльготы для владельцев электромобилей и представителей электротранспортной инфраструктуры практически не оставляют альтернатив – за экомашинами будущее. И спрос уже растет, причем со стороны не только частных лиц, но и целых предприятий. Корреспондент «ГП» узнала, как в Гродно и области теперь будет развиваться инфраструктура для электрокаров, перестроится ли отечественный автопром на новое производство, а также расспросила владельца электромобиля, почему ему выгоднее каждый день ездить на работу из райцентра, чем снимать жилье в Гродно.

Зарядных станций станет больше

Новый документ дает бонусы не только владельцам машин, но и другим заинтересованным лицам. Так, производственное объединение «Белоруснефть» – государственный оператор по развитию сети ЭЗС – согласно указу может получить в аренду земельные участки под станции зарядки без аукциона. Также затраты на строительство зарядных станций могут безвозмездно передаваться на баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, и включаться заказчиком в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.

0W1A0678.JPG

Все станции «Белоруснефть» устанавливает согласно  разработанной концепции. В первую очередь точками зарядки обеспечивается Минск, затем областные центры, в приоритете и дороги республиканского значения. Первую зарядную стацию в сети АЗС «Белоруснефть» на Гродненщине установили в 2015 году.  За последние годы их количество значительно возросло: машину в регионе можно зарядить на 16 зарядных станциях РУП «ПО «Белоруснефть» и  на других объектах – ТЦ «Евроопт», автосервисах, автомойках.

– На установку точки зарядки главным образом влияют два фактора. Первый – возможности электросети. Второй – поток людей. В Гродно мы устанавливаем станции вблизи крупных торговых объектов. Такие места выбраны не только из-за большого скопления людей, немаловажен тот факт, что поход в магазин занимает время. Пока человек закупается, машина заряжается. Например, рядом с аптекой станции ставить нецелесообразно. В 2020 году в регионе мы планируем установить 8 зарядных станций, но не исключаем, что их может быть больше. В приоритете установка точек быстрой зарядки, ведь в городских условиях ждать 3-4 часа нет возможности. В городе мы не выделяем точное расстояние между местами зарядки, а вот на автотрассах категории М планируется сократить его до 50 километров, – рассказал главный инженер Денис Бурнос.

о (1).jpg

8-х новые станций зарядки появятся на шести площадках в Гродно и области. В Гродно установка ЭЗС запланирована на площади Советской, рядом с ТЦ «Old City» и на двух АЗС: на улицах Ольги Соломовой и Пушкина. Кроме того, возможность зарядки EV появится в Островце на территории, прилегающей к ТРЦ «ZAMI». Запланирована установка супермощной станции на 123-м километре трассы М6 (АЗС-76). Пока «Белоруснефть» не отслеживает динамику сеансов зарядки, но в скором времени на ЭЗС установят специальное программное обеспечение, которое позволит оценить востребованность зарядных станций, а также управлять их работой в онлайн-режиме.

0W1A0680.JPG

Экономия и комфорт

Отличные бонусы получают те, кто собирается приобрести электрокар. Владельцы машин на электрической тяге освобождаются от уплаты НДС при ввозе ее в Беларусь. При этом есть возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. К слову, владельцам машина обойдется на 38 процентов дешевле благодаря указу. Также водители электрокаров освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

дороки категоии м.JPG

Оценить плюсы машины на электрической тяге уже успел Павел, который купил черный BMW i3 в апреле прошлого года. Когда автовладелец покупал электрокар, действовал указ от 10 июля 2018 года №273 «О стимулировании использования электромобилей». Этот документ отменял растаможку и дорожный сбор.

– Я из Щучина, там у меня частное жилье. Раньше в будние дни жил в областном центре, а на выходные ездил домой. Такой расклад меня не устраивал. За неделю накапливалось много дел, частный дом и его территория требуют ухода. Электрокар позволил решить проблему. Благодаря ему я отказался от съема квартиры и езжу каждый день на работу из Щучина. На бензиновом двигателе это было бы затратно. Естественно, перед тем как остановиться на этом варианте, советовался с друзьями. Ни разу не пожалел, что пересел на электротранспорт. На 3000 километров экономлю около 200 долларов. Также существенно ощущается экономия на пошлине за допуск к участию в дорожном движении, – рассказал Павел.

0W1A3322.JPG

Дорога из Щучина в Гродно занимает у Павла около 45 минут. Он отмечает, что ездить каждый день не тяжело. Машина комфортная, тихая и маневренная. Автовладелец заряжает ее и дома от сети 220 вольт. Занимает это 7-8 часов. В городе на станциях быстрой подзарядки на пополнение батареи уходит около 20 минут. Благодаря системе охлаждения, встроенной в BMW i3, пользоваться «Суперчарджером» можно без ограничений – батарея изнашиваться не будет.

машина павла.jpg

– Из минусов могу отметить дороговизну запчастей. Например, недавно мне повредили зеркало. Новое пришлось заказывать из-за границы, обошлось оно мне более чем в 200 долларов. Но, по сути, в авто особо нечему ломаться, двигателя-то нет, и масло менять не нужно. В целом электрокар гораздо проще обслуживать, – отметил Павел. 

Экологический аспект

Многие мировые экологические программы направлены на привлечение внимания к большому количеству углекислого газа в воздухе. Например, с 2002 года проходит «Европейская неделя мобильности», направленная на популяризацию общественного транспорта, велосипедных и пеших прогулок. Завершается кампания Днем без автомобиля. К еще одной добровольной международной инициативе, направленной на улучшение экологии, – «Соглашению мэров» – присоединились Гродно, Волковыск, Сморгонь. Ранее к данной инициативе подключились  Новогрудок, Ивье, Мосты, Зельва и Ошмяны.

думаю, можно к экологии.JPG

– Еще одним шагом к уменьшению CO₂ может стать увеличение доли электротранспорта. Вред, наносимый электромобилями окружающей среде, минимален, в отличие от привычных авто. Однако стоит учитывать ресурсы, затрачиваемые на производство электричества, изготовление батарей и их последующую утилизацию. Только грамотно распланировав эти мероприятия, можно достичь реальной пользы благодаря электрокарам. Гродненская область – самая автомобилизированная в Беларуси. Количество машин в регионе за последние 20 лет увеличилось почти вдвое. При этом темпы автомобилизации продолжают расти. Было бы неплохо, если бы это число прирастало за счет электротранспорта, – рассказали в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Справочно

Областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды держит на контроле эксплуатацию служебного автотранспорта. Замеры, которые проводятся как по заявкам, так и в ходе комплексных проверок, показывают, что увеличение токсичных веществ в выхлопе происходит из-за неправильной эксплуатации. Чаще всего эти цифры возрастают из-за неисправностей в двигателе. Особенно это касается владельцев транспортных средств низких экологических классов – 70-90-х годов выпуска.

0W1A0685 (1).JPG

Для экономики и бизнеса

Выгодные условия покупки и эксплуатации электромобилей привлекают не только граждан, но и различные как частные, так и государственные структуры. Например, в Минске уже успели оценить возможности электробусов, постепенно их становится все больше в транспортной системе столицы.

Видит перспективы электрокаров и белорусская ассоциация предприятий онлайн-торговли. Ее представители даже направили в СЗАО «БЕЛДЖИ» обращение с просьбой при оценке потенциального рынка реализации электрокаров учитывать потребность членов ассоциации в их использовании. Директор АПОТ Артур Карпович отмечает, что члены ассоциации крайне заинтересованы в использовании электромобилей, и на это есть ряд причин.

белджи электрокар.jpg

– Мы хотим получить 1000 автомобилей, не рассматриваем закупку за границей, заинтересованы в отечественном производстве. Мы выступаем за развитие электротранспорта в стране, увеличение объемов его производства. Это создаст новые рабочие места, станет дополнительным источником налогов в государственный бюджет. АПОТ считает использование электротранспорта перспективным направлением, особенно учитывая, что в скором времени в Беларуси заработает атомная станция, которая обеспечит страну большим количеством энергии. Также наша ассоциация поддерживает зеленую экономику, и использование экологичных электромобилей внесет свой вклад. Кроме этого, эксплуатация автомобилей на электрической тяге позволит снизить себестоимость доставки, – рассказал Артур Карпович.

Производители также интересуются выпуском электрокаров. Как рассказали в СЗАО «БЕЛДЖИ», сейчас в Беларусь для тестирования привезли 4 автомобиля Geely Geometry А на электрической тяге.

– Прежде чем запускать массовое производство, необходимо тщательно изучить ситуацию на рынке. Важно оценить спрос на данные авто, насколько они будут востребованы. Кроме того, серьезная работа проходит по исследованию условий, созданных для использования и обслуживания электромобилей. Испытания будут проходить в течение этого года. Но мы, несомненно, видим перспективы в развитии этой отрасли, – рассказали в СЗАО.

Пока в Гродно не набралось и десятка электрокаров, но многое говорит о том, что в будущем их количество увеличится. Тем более что число зарядных станций продолжает расти. Концепция развития сети зарядных станций РУП «ПО «Белоруснефть» расписана до 2024 года. Согласно концепции, планируется ввести в эксплуатацию 328 электрозарядных станций в республике, в том числе 31 станцию в Гродно и Гродненской области. Кроме того, различные организации могут получить разрешение и установить точки подзарядки вблизи своих зданий, например, как это делает «Евроопт». Ремонтные сервисы также подстраиваются под новые тенденции и готовы помочь с неисправностями владельцам электрокаров.

Редакция газеты «Гродненская правда»