Параллели на магистралях, или Почему Литве важно «притормозить»

Параллели на магистралях, или Почему Литве важно «притормозить»

На неделе на глаза попался материал о безопасности дорожного движения в Литве. Статистику привел новостной портал DELFI ко Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Дословно: «За 30 лет, с 1990 до 2019 годы, по данным экспертов, на дорогах Литвы погибли больше 15 000 человек. … По данным Литовской дорожной полиции, в 2019 году на дорогах Литвы погибли 186 человек».

Информация показательна в том ключе, что вместо решения собственных проблем соседка во всеуслышание раздает советы по теории безопасности. У самой же безопасность только в теории: чтобы уменьшить число жертв ДТП, правительство Литвы в этом году утвердило специальную программу. Эффект от стратегии планируют получить только к 2030 году. В то время как в Беларуси уже сегодня ситуация рассматривается в плоскости позитивной динамики. Только в Гродненском регионе – самом автомобилизированном – число трагедий за два десятка лет уменьшилось в 3,5-4 раза. В 2019 году на территории области жертвами ДТП стали 54 человека, тогда как в 2000-м было 192 случая смертельного исхода. Если принять в расчет, что по численности населения Гродненщина не многим уступает прибалтийской соседке в целом, очевидна плачевность положения последней. Для убедительности: за 10 месяцев этого года в Литве в 2 572 авариях пострадали 2 975 человек, еще 135 погибли. В Гродненской области за аналогичный период, по данным ГАИ, происшествий на дорогах случилось в 8 раз меньше – 318. В них 320 человек травмированы, 58 погибли.

6.jpg

А что в других соседних странах? Польша в прошлом году оказалась на четвертом месте в ЕС по количеству смертельных ДТП, уступив место лишь Румынии, Болгарии и Литве. В целом за год смертность в автокатастрофах в Польше выросла на один процент на фоне общего снижения таких случаев в Евросоюзе, говорится в одном из материалов Польского радио. Любопытно, что в этой напасти поляки винят украинцев: среди иностранцев граждане Украины становятся наиболее частыми участниками ДТП. Из более 1400 иностранных водителей, участвовавших в ДТП, 596 – украинцы, сообщает Польское радио. «Тенденция к росту числа дорожно-транспортных происшествий с участием украинцев кажется естественной, потому что с каждым годом в Польшу прибывает все больше иностранцев из-за восточной границы», – написала одна из крупнейших польских ежедневных газет Rzeczpospolita.

poland-s8-expressway-2018.jpg

В самой Украине дела на дорогах обстоят не лучшим образом: за прошлый год в стране произошло более 26 000 ДТП с пострадавшими: 3 454 человека погибли, 32 736 получили серьезные травмы, приводится информация в отчетных статистических таблицах Патрульной полиции Украины. По сути, каждый день на дорогах этой страны в 2019 году погибало в среднем 10 человек.

original.jpg

Удастся ли этим европейским государствам исправить печальные рейтинги? Пожалуй, только тогда, когда «обучать» станут свой народ, а не чужой. В Литве, например, на первом месте среди главных причин несчастных случаев на дорогах местные СМИ называют превышение скоростного режима – треть ДТП совершают водители младше 30 лет, желающие таким способом «покрасоваться» за рулем. Видно, некому объяснить, к чему приводит такое позерство. А может, это особый стиль нынешнего руководства Литвы – неумение «притормозить» там, где стоило бы, и осмотреться в своем салоне.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»