Проезд в рамках. Один день на дежурстве с транспортной инспекцией в Лидском районе

Проезд в рамках. Один день на дежурстве с транспортной инспекцией в Лидском районе

Основная задача подразделения – контроль за платными дорогами.

С августа 2013 года в Беларуси функционирует электронная система сбора платы за проезд, а в октябре 2017 года в Лиде начал свою работу региональный отдел контроля платных дорог (РОКПД). В нем – 12 человек и два специально оборудованных автомобиля. 

А еще работники РОКПД следят за соблюдением водителями режима труда и отдыха, а также имеют ряд расширенных полномочий – например, могут привлекать водителей к административной ответственности с вынесением постановления или протокола.

Как устроена электронная система сбора платы за проезд, кто и почему сегодня нарушает правила передвижения по платным дорогам и как контролируют водителей – об этом и не только узнала журналист «Лiдскай газеты» во время дежурства с транспортной инспекцией.

На какой машине ездит инспекция

Добро пожаловать в наш офис на колесах! – пригласительным жестом указал на бус «Фольксваген-Транспортер» ведущий специалист РОКПД Юрий Курилович.Сегодня будем работать на трассе М6. Наша смена длится 12 часов. Ну что, поехали!

После гагаринского «Поехали!» машина тронулась. Автомобиль «транспортников» изнутри и вправду выглядит как офис: два компьютера, принтер, ксерокс, терминал для пластиковых карточек. В багажном отделении хранятся все необходимые для работы приспособления: конусы со светоотражателями, шнур зарядки, блокираторы и т. д. Машина также оборудована специальной антенной, которая считывает информацию с бортовых устройств проезжающих машин и порталов оплаты, звуковыми и световыми сигналами. 

В системе контроля платных дорог три основные составляющие: рамки на трассах, бортовые устройства в автомобилях и машины транспортной инспекции, – начал понемногу вводить меня в курс дела Юрий Владимирович. – Вообще, у инспекторов РОКПД много задач. Например, мы следим за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Но так как невозможно одновременно заниматься всем и сразу, на конкретное дежурство конкретному экипажу ставится приоритетная задача. Сегодня мы будем выявлять нарушителей в сфере оплаты проезда по платным дорогам.

Зачем нужны рамки

На платных магистралях стоят станции сбора оплаты (в народе их называют рамками). Когда машина, оборудованная специальным бортовым устройством, проезжает под ними, с устройства снимаются деньги. Если денег на бортовом устройстве нет или есть другие нарушения, камеры на рамке фотографируют авто и передают фото в компьютер в машину транспортной инспекции.

Когда с проезжающей под рамкой машины списываются деньги, на бортовом устройстве раздается один сигнал. Два сигнала означают, что устройство разряжено или на нем заканчиваются деньги и счет надо пополнить. Если устройство не сработало или прозвучало четыре раза, значит, деньги не были сняты. В таком случае водитель должен позвонить в сервисный центр BelToll, где ему объяснят, что нужно делать.

2.jpg

Оплачивать проезд по платным дорогам Беларуси должны все легковые машины иностранцев (кроме легковушек из стран ЕАЭС и машин, зарегистрированных в Луганской и Донецкой областях Украины), а также все автомобили весом больше 3,5 тонны. Исключение составляют тракторы с белорусскими номерами, городские маршрутки и автобусы, машины МЧС и скорой помощи, военная техника, авто, которые привозят гуманитарную помощь белорусам.

Зачем нужно бортовое устройство

Специальные бортовые устройства водители покупают и устанавливают в пунктах обслуживания BelToll, которые расположены на некоторых АЗС «Белоруснефть», или в пунктах около таможни. Для машин весом меньше 3,5 тонны залоговая стоимость – 20 евро, для большегрузов – 50 евро. Его закрепляют на лобовом стекле. 

Цена километра для каждого автомобиля разная. Водители всех легковушек платят 0,04 евро за один километр. Для грузовых авто она рассчитывается, исходя из количества осей.

Вот новый поворот

С 2020 года порядок проезда по платным дорогам немного изменился, причем в лучшую сторону для водителей. Президент подписал Указ №108. Одна часть новаций в документе коснулась всех, для кого оплата была обязательной, другая — только водителей транспортных средств с массой не более 3,5 тонны, не зарегистрированных в странах ЕАЭС. Принципиальных моментов в документе два. 

«Правило двух часов». Теперь вносить плату за проезд можно по разовому тарифу. Но сделать это нужно в течение двух часов с момента фиксации происшествия. Преимущество этой возможности в том, что разовый тариф исключает взимание платы за проезд в увеличенном размере. К примеру, вместо 260 евро пользователь дорог заплатит всего 30 евро.

3.jpg

Электронные виньетки. Это новшество распространяется на водителей транспортных средств с массой до 3,5 тонны, не зарегистрированных в странах ЕАЭС. С помощью электронных виньеток можно оплачивать проезд по платным дорогам, не приобретая бортовое устройство. В этом случае водители платят за период времени пользования всеми платными дорогами страны, а не за пройденный километраж.

Как находят нарушителей

Наш «офис на колесах» уже второй час курсирует по заданному маршруту, сотрудник РОКПД Юрий Курилович делает запросы на рамки с целью выявить нарушителей. Все данные идут на монитор. 

Вот фура с белорусскими номерами – проезд оплачен по контракту. А сейчас мимо проезжает автопоезд из Польши, у него также установлено бортовое устройство, есть деньги на счету, – Юрий Владимирович показывает на мониторе последние данные, пока мы едем со скоростью 70 км/ч по трассе Минск — Гродно. Антенна параллельно сканирует поток. – Нарушителей пока нет – все строчки белые. Как только появится хотя бы один – возникнет красная строчка с данными автомобиля, отобразятся его фото, номер и местоположение, – поясняет инспектор. – По компьютеру мы отслеживаем перемещение нарушителя по мере того, как он проезжает под рамками, а затем выезжаем навстречу. Бывает, что недобросовестный водитель решает удрать, – приходится его преследовать.

Кстати, работники нашей структуры имеют расширенные полномочия. Например, мы следим за соблюдением режима труда и отдыха водителей, можем также привлекать водителей к административной ответственности с вынесением постановления или протокола, – поясняют в транспортной инспекции.

Сколько платят за нарушения

Сразу хотел бы отметить, чтобы вы не упоминали в статье слово «штраф» – это понятие в данном случае будет ошибочным. В случае неоплаты или неполной оплаты проезда водитель не привлекается к административной или иной ответственности – соответственно, он не оплачивает штраф, а вносит плату за проезд в увеличенном размере, – предупреждает инспектор РОКПД в г. Лиде Юрий Курилович. – Если водитель неправильно указал данные о количестве осей или поставил на авто бортовое устройство с другой машины, это будет неполная оплата – 130 евро для грузовиков и 50 евро для легковушек. Если устройство установлено неправильно, его вообще нет, оно не работает или на нем не хватает денег, то водитель заплатит полную сумму – 260 евро для авто весом больше 3,5 тонны и 100 евро для легковых машин.

– В 2013 году, когда только ввели систему оплаты проезда по дорогам, нарушений было очень много, – вспоминает опыт прошлых лет Юрий Владимирович. – Сейчас за смену бывает всего несколько нарушений, а иногда «зайцы» и вовсе не попадаются. Люди, во-первых, привыкли к тому, что за дороги надо платить, во-вторых, перестали допускать ошибки при работе с приборами. К тому же, в связи с пандемией, транспортный поток через нашу страну в разы сократился. 

За полдня, которые я провела в рейде с транспортной инспекцией, мы не выявили ни одного нарушителя. Несмотря на то что мое дежурство было крайне спокойным, так бывает не всегда. 

Нередко проблема состоит в том, чтобы объяснить иностранному водителю, что он нарушил и за что должен заплатить 100 или 260 евро. Люди не всегда адекватно воспринимают подобную информацию, пытаются закрыться в машине, прибегают к грубости, кто-то просит простить – в общем, реагируют по-разному. Но дело в том, что наша деятельность строго регламентирована, мы действуем строго по законодательству. Водители должны понимать, что каждый из нас выполняет свою работу, – говорят инспекторы.

4.jpg
5.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg
88.jpg
888.jpg

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»