270 автобусов ежедневно перевозят в регионе более 10 000 детей. Кто за рулем и как следят за безопасностью маршрутов?

Представители старшего поколения, вспоминая школьные годы, обязательно расскажут, как из дальних сел им приходилось добираться в школу на велосипедах, попутках или пешком. Современным школьникам сетовать на отсутствие комфорта в этом плане не приходится. И если в городе беспокоиться о логистике зачастую приходится родителям, то на селе этот вопрос решает государство – в пункте посадки в родной деревне ребенка забирает школьный автобус и сюда же его привозит.

214108-01.jpg

Автобусы ярко-желтого цвета с заметной надписью «Школьный» уже стали полноценными участниками дорожного движения. В области ежедневно свыше 270 автобусов перевозят более 10 тысяч детей. Помощь для семей, проживающих в отдаленных городках области, – значительная. В назначенное время школьный автобус заезжает в деревню, забирает ребенка, по пути сделает еще нужное количество остановок. Привезет в школу. По тому же маршруту развезет детей домой. Ждать на остановках долго не приходится, как и не нужно заботиться о плате за проезд – во всей области эта услуга оказывается детям бесплатно.

Школьные автобусы – компактные и в то же время вместительные, рассчитаны на 22 посадочных места: можно перевозить 20 школьников и двух сопровождающих взрослых, которые отвечают за безопасность детей. В конструкции автобуса продумано все до мелочей: сидения для детей обращены только вперед и оснащены ремнями безопасности, а места для сопровождающих расположены так, чтобы можно было контролировать поведение школьников во время движения. Есть специальные устройства, препятствующие движению при открытых дверях и ограничивающие скорость до 60 километров в час. Здесь даже предусмотрена специальная дополнительная ступенька, благодаря которой первоклассник с большим портфелем может без проблем забраться в транспорт. Кстати, о портфелях: в автобусе установлен стеллаж для ранцев, ведь перевозить их в руках или на коленях категорически запрещено. Кроме того, в салоне есть кнопки экстренной связи с водителем, а его рабочее место оборудовано громкоговорящей установкой.

Обеспечению перевозки детей в школьных автобусах в соответствии требованиями в области уделяется пристальное внимание. В главном управлении образования облисполкома отметили, что массовой проверке школьные автобусы подвергаются во время подготовки к новому учебному году. Все, кто организует перевозки детей, обязаны заранее сообщить об этом в ГАИ. В свою очередь Госавтоинспекция проводит обследование организаций, осуществляющих подвоз детей к учебным заведениям. Проверяются техническое состояние школьных автобусов, маршруты движения, проводятся инструктажи с водителями. Кроме того, каждый месяц в течение учебного года выборочные проверки в районах проводят специалисты главного управления образования облисполкома – контролируют, чтобы перевозки детей осуществлялись в соответствии с законодательством.

218933-02.JPG

Школьный автопарк в области ежегодно пополняется. Средства на это выделяются из областного и местных бюджетов. В этом году, например, закуплено 14 новых школьных автобусов.

Особые требования и к водителям школьного автобуса: непрерывный стаж не менее трех лет, обязательные ежегодные стажировки и ни одного административного правонарушения в течение года. Если нарушил ПДД даже на личном авто, считай, лишился работы.  

Бесспорно, школьные автобусы – техника, проверенная временем. Тем неожиданнее стала новость о ДТП с участием школьного автобуса в Вороновском районе, в результате которого в больницу попали водитель и 10-летний школьник. Происшествие стало поводом для внеочередной проверки управлением ГАИ УВД облисполкома и главным управлением образования облисполкома организации на территории области подвоза детей школьными автобусами к учреждениям образования.

Внимание проверяющих уделяется всем аспектам перевозок: прохождение ежедневного предрейсового контроля физического состояния водителей, технического состояния автобуса перед выпуском на линию, наличие техосмотра, хранение транспорта, соблюдение порядка высадки и посадки школьников и требований о количестве пассажиров. Проверяют и «водительскую биографию» тех, кому доверили перевозить детей. Контрольные мероприятия еще продолжаются, но о предварительных результатах мониторинга говорить уже можно.

Сегодня в области в учебные заведения детей доставляют из 1608 населенных пунктов. Каждый из более чем 270 автобусов оборудован в соответствии с требованиями СТБ 2025-2009 «Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования». Во время проверки установлено, что в основном организация подвоза детей школьными автобусами организована на удовлетворительном уровне, – отметили в управлении ГАИ УВД облисполкома.

200619-02.jpg

В адрес некоторых районных управлений образования все же поступят предписания с требованием устранить недостатки. Например, во время мониторинга проверяющие выявили факты выхода на маршрут водителей без прохождения ежедневного предрейсового медицинского контроля, у некоторых в путевом листе не было отметки о пройденном техосмотре. Кроме того, в нарушение требований забирали и высаживали детей не в тех местах, что предписаны в паспортах маршрутов. Есть вопросы у представителей Госавтоинспекции и к подбору кадров – среди водителей оказались те, кто привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД на протяжении года.

В районах сделают работу над ошибками и усилят контроль за детскими маршрутами – формализм в этом деле недопустим. В первую очередь внимание уделят водительской дисциплине, проведут также кадровую ревизию и укажут еще раз на необходимость строго соблюдать утвержденный маршрут. ГАИ дополнительно проинструктирует водителей школьных автобусов об особенностях требований ПДД при перевозках детей, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту.