Узнать прошлое организации поможет нотариальный архив

Каждая организация, учреждение, предприятие нашей страны имеет свою историю, насчитывающую подчас целые десятилетия, а то и столетия. Как узнать историю своей организации, ее прошлое? Конечно, следует обратиться к архивным документам.
История архивного дела на территории Беларуси насчитывает не одну сотню лет, но, к сожалению, еще и сегодня в нашем, казалось бы, цивилизованном обществе иногда можно услышать высказывания о том, что архивы в учреждениях и организациях не нужны.
Можно было бы достаточно долго рассуждать о том, зачем вообще нужны архивы в учреждениях и организациях? Однако очевидно главное: назначение архивов заключается в том, чтобы обеспечить сохранность наиболее ценных документов.
Ценных как для истории нашего общества, так и для каждого отдельного человека. Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось   (или еще придется) обращаться в архив. И сколько людей страдают от того, что в организациях не сохранились документы, которые содержали необходимые сведения. Часто отсутствие необходимых документов превращается для людей в настоящую драму.
Скептицизм по поводу необходимости создания архива часто сопровождается вопросами: «Какой нормативный акт обязывает организацию создавать архив? Обязательно ли иметь архив всем организациям, включая и негосударственные?»
Законом Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», принятом в 2011г., а также «Основными правилами работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь», утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012г. № 143, регулируется и регламентируется  деятельность всех архивов. Именно в этих документах закреплены нормы, обязывающие организации обеспечивать сохранность образующихся в их деятельности документов в течение установленных сроков хранения. Более того, Кодексом РБ об административных правонарушениях предусматривается применение штрафных санкций к должностным лицам, прежде всего руководителям организации, за нарушение установленного порядка и требований законодательства, как в ведении делопроизводства, так и в состоянии архива.
Для централизованного хранения и обеспечения сохранности образовавшихся в результате деятельности нотариусов документов, являющихся составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь, в 2000 году был создан нотариальный архив Гродненской области.
На сегодняшний день в архиве находится порядка 20000 единиц хранения. Это документы всех городских государственных нотариальных контор и нотариальных контор Гродненской области, а также документы частных нотариусов города Гродно, города Волковыска и города Лиды. Как правило, это договоры отчуждения движимого и недвижимого имущества, свидетельства о праве на наследство, завещания.
Сведения о документах, которые хранятся   в нотариальном архиве, можно узнать на сайте Белорусской нотариальной палаты (БНП).
Для того чтобы получить архивную копию, выписку либо архивную справку в отношении какого-либо нотариального документа, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в нотариальный архив в городе Гродно или в нотариальную контору по месту жительства. Кроме заявления, необходимо будет предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие изложенные в нем обстоятельства. За оказание услуг технического характера работники нотариального архива взимают плату в размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь в процентном отношении от базовой величины.