Налоговые послабления, личная ответственность и надежды на будущий год: как малый бизнес чувствует себя в условиях пандемии

Налоговые послабления, личная ответственность и надежды на будущий год: как малый бизнес чувствует себя в условиях пандемии

Здоровая экономика

Сфера услуг – одна из тех, кто в первую очередь почувствовал на себе неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию. Согласитесь, многие еще весной и сейчас снова максимально ограничили посещение развлекательных комплексов, салонов красоты, кафе и так далее, поставив на первое место собственное здоровье. Оно и логично. Но есть и другая сторона: экономика сферы услуг пандемию почувствовала очень близко. 

Закономерно, что внимание к ситуации со стороны государства пристальное. Плечо малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, наравне с крупными предприятиями и структурами, в сложившейся ситуации подставило государство – Указом 143 «О поддержке экономики», который в том числе предполагает предоставление налоговых льгот и изменение срока уплаты налогов, сборов (пошлин) в форме отсрочки, рассрочки и налогового кредита.

DJI_0652.JPG

Так, за 2 и 3 кварталы, когда действовал указ, в Гродно его возможностями воспользовались примерно полсотни субъектов хозяйствования.

– 25 субъектам хозяйствования по их заявлениям предоставлена отсрочка с последующей рассрочкой в уплате налогов, в основном налога при упрощенной системе налогообложения, 13 – налоговый кредит, – рассказала заместитель начальника финансового управления Гродненского городского исполнительного комитета Людмила Скрипель. – Еще девяти субъектам уменьшены суммы земельного налога и налога на недвижимость. Двум субъектам хозяйствования уменьшены суммы арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

10d23ae58178eaf86618f245c0486b25.jpg

Все эти методы поддержки, как отмечают специалисты, залог того, что бизнес выдержит и продолжит работу, сохраняя рабочие места и потенциально развивая свой формат. Кроме того, по решению Гродненского областного Совета депутатов на 2 и 3 квартал нынешнего года в два раза были снижены размеры ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В числе тех, кто мог воспользоваться льготами согласно указу, – пункты общественного питания. Посетителей в кафе и ресторанах однозначно стало меньше. А значит зависимо скорректировались и доходы заведений, а вместе с ними и финансовый горизонт. В этот момент как нельзя кстати «запас прочности» заведений сферы услуг и общепита поддержало государство.

– Горисполком пошел нам навстречу, и было вынесено положительное решение о предоставлении отсрочки с последующей рассрочкой по уплате налогов. То есть сейчас, в октябре, ноябре и декабре мы заплатим равными долями квартальный налог первого квартала 2020 года, – поясняет финансовый директор ресторана «Бакст» Оксана Гулиева. – Для нас это огромная передышка, тем более летом мы работали, «запас прочности» был, это помогает справляться с налоговыми обязательствами.

Красота без жертв

Количество клиентов заметно снизилось и в салонах красоты, парикмахерских, барбершопах – там, где сохранять дистанцию просто невозможно. По крайней мере между мастером и клиентом.

– Совсем от посещения салона наши клиенты не отказались, хотя их стало заметно меньше. Так что мы работаем, – говорит директор парикмахерской «Эксперт красоты» Алеся Фурман. Парикмахерская, конечно, не операционная, однако в плане чистоты требования здесь высокие. – Всегда следили за чистотой, вовремя обрабатывали поверхности, инструмент. Сейчас еще более внимательно стараемся относиться к этим вопросам, заботясь и о себе, и о своих клиентах. Мастера работают только в масках. Кроме того, я регулярно за собственные средства сдаю тесты на коронавирус. Делаем все возможное, чтобы наша парикмахерская была безопасным местом.

Таким образом, красота никуда не исчезнет, но пандемический формат работы и здесь скорректировал работу салонов: маски, санобработка, минимальные контакты.

А в ресторане…

Что касается соблюдения санитарных норм, для пунктов общественного питания и объектов торговли продуктовыми товарами они всегда в приоритете. Однако «корона» и здесь внесла свои коррективы. К примеру, в некоторых крупных торговых сетях отказываются от корзин в пользу тележек, что помогает посетителям автоматически соблюдать дистанцию. Давно исчезли с прилавков, к примеру, хлеб и булочки без упаковки. 

Антисептики для посетителей – просто «must have». В кафе и ресторанах уменьшили количество посадочных мест.

afd3884ef1bdb471187e11559acdff10.jpg

Впрочем, пока одни обеспечивают масками своих сотрудников, следят за их состоянием здоровья, перед началом работы измеряют температуру, регулярно проводят обработку контактных поверхностей с использованием дезсредств, другие к требованиям и рекомендациям Министерства здравоохранения и санитарных служб относятся спустя рукава.

– Решением Гродненского городского исполнительного комитета от 12.10.2020 № 749 установлен комплексный план мероприятий по предупреждению распространения инфекции Сovid-19 в г. Гродно в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Кроме того, на сайтах Гродненского городского исполнительного комитета и Гродненского зонального ЦГЭ размещены рекомендации по профилактике распространения Сovid-19. Рассылали мы рекомендации и на предприятия, в организации, – рассказала главный врач зонального центра Янина Шерендо. – Однако не все их соблюдают. Так, за последнюю неделю проверены 22 объекта общественного питания, работа 18 из них была приостановлена в том числе в связи с нарушением мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.

В связи с непростой эпидемиологической ситуацией контроль за соблюдением санитарных норм усилен. Вместе с тем главный врач подчеркивает: специалисты центра не могут каждый объект контролировать ежедневно и ежеминутно. Значит, в первую очередь каждый из нас должен более ответственно относиться к своему здоровью и благополучию своих близких, соблюдая социальную дистанцию и используя маски в общественных местах.

5ff1b3a45f9c3839cd207a58e6a31495.jpg

А фактор экономики, судя по гродненской сфере услуг, уже подстраивается под новые модели работы: с еще большим вниманием к клиентам, новыми форматами доставки и услуг, эффективным онлайном и поддержкой со стороны государства.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»