О безопасности на границе, «рентгене» в пунктах пропуска и большой реконструкции. Один насыщенный день на Гродненской региональной таможне

О безопасности на границе, «рентгене» в пунктах пропуска и большой реконструкции. Один насыщенный день на Гродненской региональной таможне

Протяженность таможенной границы в зоне деятельности Гродненской региональной таможни - 556 километров. По сути, вместе со всеми терминалами, пунктами таможенного оформления и всей инфраструктурой она охватывает западную часть Гродненской области и город Гродно. И если у большинства из нас пятидневная рабочая неделя, а еще праздники и выходные,то граница работает 24\7. Круглосуточно, в будни и праздники здесь трудятся сотни сотрудников таможни.  Их ответственность не ограничивается лишь пунктами пропуска, как полагают многие. В их обязанности входит не только декларирование телефонов и телевизоров. Что еще? Журналисты «Гродненской правды» отправились на пункт пропуска «Привалка», чтобы самим взглянуть на внутреннюю профессиональную часть работы таможни.

photo_2019-09-20_11-56-19.jpg

Таможенник – профессия многогранная

– Работник таможни должен иметь обширные знания. Ведь при выполнении таможенных операций нужно владеть не только своим делом, но и знаниями из различных областей: экономики, политики, юриспруденции, психологии, бухгалтерского учета, географии… Мы постоянно находимся в движении по отношению к меняющемуся миру. Никто и ничто не стоит на месте, – рассказывает начальник таможенного поста «Привалка» Сергей Матвеев.

photo_2019-09-20_11-56-45.jpg

Тем,то пересекает границу может показаться, что тут всегда те же люди и те же процедуры - по давно заведенному графику. На самом деле механизм гораздо сложнее, он учитывает десятки переменных. Рабочие процессы подчиняются четким алгоритмам: ежедневно в электронном виде производится распределение сотрудников таможни по рабочим местам. А это значит, что каждый день они выполняют разные операции: декларирование и выпуск товаров, взвешивание грузов, досмотр машин... 

photo_2019-09-20_11-56-29.jpg

Что нам известно о профессии таможенника? Это государственный служащий, который контролирует процесс пересечения через границу людей, транспортных средств и грузов, тем самым защищая экономическую безопасность нашей страны. Это официальное определение. Вот что рассказывают те, кто находится на посту.

photo_2019-09-20_11-59-35.jpg

Евгений Касперец, старший инспектор таможенного поста «Привалка»:

– Мне нравится разнообразие и личная причастность к защите  экономических интересов, безопасности и целостности нашего государства. Как и в любой сфере, трудности, конечно, есть. Но это не скучная рутинная работа. Люди, перевозчики, фирмы, виды товаров и грузов, отправителей и получателей. Я участвую в чем-то масштабном, от меня зависит  многое не только на этом посту, но даже за тысячи километров отсюда.

photo_2019-09-20_11-57-31.jpg

Наталья Волкович, старший инспектор таможенного поста «Привалка»:

– Хорошая и интересная работа. Мы видим, как развивается экономика на реальных примерах. Каждый перевозчик - это тот самый экспорт, о котором говорят и пишут. Так осуществляются контракты, подписанные белорусскими компаниями. Приятно, что наша страна двигается в нужном русле,  – рассказывает Наталья Волкович, старший инспектор таможенного поста «Привалка».

photo_2019-09-20_11-57-39.jpg

Информационные технологии

Один из определяющих форматов работы таможни – сделать путь через страну привлекательным, удобным, в первую очередь для международного бизнеса. Как этому отвечает Гродненская региональная таможня? Усилия специалистов направлены на создание надлежащей инфраструктуры для пересекающих границу, чтобы оформление документов становилось проще и сократились очереди. Перевозчики выбирают наше направление из-за комфорта и четкости  вработе.

photo_2019-09-20_11-57-16.jpg

К примеру, установленные цифровые информационные табло перед въездом в «зеленый» и «красный» коридоры, демонстрирующие информацию о нормах беспошлинного ввоза, и дают возможность водителю вовремя и безошибочно выбрать нужный путь. А с помощью электронного предварительного информирования можно существенно сократить время оформления документов на пункте пропуска.

photo_2019-09-20_12-00-36.jpg

О том, что Гродненская таможня становится все более комфортной и привлекательной, свидетельствуют цифры. За последние три года поток транспортных средств на этом направлении увеличился на 27%. А именно – с 3,8 млн. до 4,9 млн. транспортных средств, при этом за последние восемь месяцев 2019 года границу пересекли более 3-х млн. автомобилей.

Цифры – один из наиболее объективных показателей активности бизнеса. Так,  рост количества деклараций на товары показал динамику на 8%, а количество ввезенных партий товаров в весовом эквиваленте увеличилась более чем на 12%.

photo_2019-09-20_11-58-16.jpg

Но и эти цифры - не предел эффективного развития. Модернизация, которая постоянно ведется в том числе и в пунктах пропуска наравне с укреплением безопасности преследует и еще одну цель: улучшить комфорт на границе. Например, для реализации бестранзитной технологии в пунктах пропуска, в частности в РПТО «Брузги-2», выделяются отдельные полосы для движения грузовых транспортных средств. Отдельным пунктом в расширении преимуществ для пересекающих границу стало оперативное предоставление информации следующим на въезд в Беларусь. Что это дало? Сократило время ожидания, так как транспорт может следовать по отдельному коридору. Это сработало, равно как и цифровые табло перед въездом в «зеленый» и «красный» коридоры.

photo_2019-09-20_11-59-14.jpg

Груз ответственности

За сутки пункты пропуска Гродненской региональной таможни пересекают более 8500 легковых автомобилей, 3150 грузовых машин и 250 пассажирских автобусов. Но не все едут через границу с намерением отдохнуть или отправляются в деловую поездку. По словам сотрудников таможни, каждый день фиксируются правонарушения и попытки незаконного перемещение товаров через границу.     

– В рамках системы управления рисками у нас есть определенные факторы. Например, частота пересечения границы и совершенные ранее правонарушения. Еще, конечно же, помогает опыт и интуиция, – подмечает Сергей Матвей. 

Факторов, которые учитываются при обнаружении нелегальны грузов или сокрытия, – десятки. Безусловно, описывать их нельзя в целях безопасности, но важнее другое - результат этой работы.

В этом году выявлено более 11 000 административных правонарушений, возбуждено порядка 50 уголовных дел. Сотрудники таможни пресекли свыше 100 фактов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ. В частности, из незаконного оборота изъято более 60 кг опасного наркотического средства.

photo_2019-09-20_11-58-35.jpg

Помимо этого, у таможни имеется целый арсенал технических средств, которые помогают найти спрятанные товары. Недоступные места в автомобиле, например, можно осмотреть видеоэндоскопом, а газоанализатор поможет проверить концентрацию воздуха. Эксперт сразу поймет, на что надо обратить внимание.

Еще одно эффективное средство таможенного контроля – сканирование. Его проводят, если возникают сомнения относительно груза. Водитель загоняет, например, фуру в инспекционно-досмотровый комплекс, где система сканирует ее содержимое. Это тот самый случай, когда иголку в стоге сена отыскать можно на раз-два.
    
В среднем за 12 часов смены на рентген поступают около 50 машин. Мы должны безошибочно определить, есть ли какие-то незаконные вложения и товары в конструкциях транспортного средства, есть ли тайники. Обычному человеку «пятна» на сканограмме ничего не скажут, а сотрудник таможни сразу выявляет нестандартные элементы. Тут должен быть наметан глаз, со временем набираешься опыта, – делится Виталий Парфенов, заместитель начальника отдела проведения операций таможенного контроля. 

photo_2019-09-20_11-59-06.jpg

Кстати, подобные ИДК уже неоднократно доказали свою эффективность. Поэтому в пункте пропуска «Берестовица» предусмотрено строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса. По мнению специалистов, ввод его в эксплуатацию в разы усилит безопасность на белорусско-польской границе и поможет сократить время проведения таможенного контроля.

Большая модернизация

Этот проект реализуется гродненской таможней согласно трансграничным программам международной технической помощи. Финансируемые в рамках программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина» на 2014-2020 гг. за счет Евросоюза. Проекты, направлены на совершенствование таможенного контроля и усиление безопасности на границе.

– Модернизация локально-вычислительных сетей в пунктах пропуска «Брузги» и «Берестовица», позволит усилить безопасность хранения и передачи информации таможенных систем и персональных данных лиц, пересекающих границу. Реализация проекта также будет способствовать бесперебойной работе оборудования за счет установки новейших источников питания, – рассказали в Гродненской региональной таможне.

photo_2019-09-20_12-00-30.jpg

Радует то, что в пунктах пропуска по всему периметру зоны ответственности Гродненской региональной таможни постоянно что-то обновляется, расширяется и модернизируется, создаются надлежащие условия для всех, кто пересекает госграницу и кто работает здесь. Так, в 3-м квартале 2019 года завершатся работы по вводу в эксплуатацию объектов инфраструктуры пункта пропуска «Брузги». Основная цель проекта – это повышение пропускной способности с 700 до 1 600 грузовых автомобилей в сутки. Сейчас в среднем в сутки границу здесь пересекает порядка 4 000 транспортных средств. Кроме того, построен отдельный канал для пешеходного движения, организована безбарьерная среда для граждан с ограниченными возможностями. Удобство и предусмотрительность – в приоритете. В частности, водители грузовых транспортных средств предоставляют документы, не покидая автомобиль.

photo_2019-09-20_11-58-50.jpg

Модернизации коснулась и систем видеонаблюдения. Речь идет о пунктах пропуска «Брузги-2», «Берестовица» и «Бенякони-1».

Еще один момент сегодняшнего и даже завтрашнего дня на границе. Согласно статистике, грузопоток на белорусско-литовском направлении вырос. В планах - реконструкция Каменного Лога. Сейчас он принимает 2 060 автомобилей в сутки, в том числе: грузовых и легковых по 1 000 в сутки, автобусов – 60.

– Планируем, что после реконструкции пункта пропуска, его пропускная способность составит 6000 авт./сутки, в том числе: грузовых транспортных средств – 2400 авт./сутки, легковых – 3500 авт./сутки, автобусов – 100 авт./сутки, – рассказала официальный представитель Гродненской региональной таможни Юлия Романюк.

Пересекая границу, мы можем не замечать нововведений, которые делают поездку безопаснее, а бизнес и выполнение многомиллионных контрактов комфортнее. Но так и должно быть, когда профессиональная работа выполняется специалистами.  Ты ее не замечаешь, потому что все соответствует высоким стандартам.

Редакция газеты «Гродненская правда»