«Вот попросила, чтобы в следующий раз лампочки привезли, а то в город не выезжаю». Как работают автомагазины в Ошмянском районе

«Вот попросила, чтобы в следующий раз лампочки привезли, а то в город не выезжаю». Как работают автомагазины в Ошмянском районе

Жители отдаленных деревень с нетерпением ждут приезда автомагазина, или, как по привычке называют магазин на колесах сельчане, — автолавки. И не только потому, что нужно сделать покупки: для них приезд машины с товаром – повод для встреч и общения, возможность собраться вместе и обсудить повседневные дела.

У каждой машины — свой график

Рабочий день автомагазинов Ошмянского филиала Гродненского облпотребобщества начинается рано утром, рассказывает "Ашмянскі веснік". Прежде чем выехать по деревенским маршрутам, нужно добавить в ассортимент свежие хлебобулочные, молочные, мясные изделия, фрукты и овощи, крупы, сахар и другие продукты. К слову, ассортимент формируется из спроса покупателей, а цены на товары не отличаются от цен в стационарных магазинах районного филиала облпотребобщества. Если товар на акции в обычном магазине, то и для сельских жителей действует скидка.

1ц.jpg
На маршрут по Ошмянскому району выезжает пять автомагазинов, — рассказывает начальник рознично-торгового участка Регина Токарева. Мы обслуживаем 184 деревни с численностью населения 4915 человек. Также две наши автолавки возят товары в шестьдесят деревень Ивьевского района, где проживают 1362 человека.

У каждой машины— свой график работы и свой маршрут. В день магазин на колесах наматывает более ста километров и посещает более десяти деревень. В каждый населенный пункт автомагазин приезжает два раза в неделю, в крупные населенные пункты – три. Также есть стоянки, куда приходят за покупками всего один или два человека, но такие рейсы не отменяются, ведь магазин на колесах для этих людей – практически единственная возможность приобрести необходимые продукты.

Работают продавцы и по предварительным заявкам покупателей. В качестве дополнительного заказа сельчане просят доставить, например, комбикорм, стройматериалы и мебель для дома. На праздники жители деревень заказывают торты и кондитерские изделия, производство которых налажено в Ошмянском филиале Гродненского облпотребобщества.

Наши продавцы хорошо знают всех жителей и всегда идут им навстречу. Стоянки обозначены, но останавливаются автолавки и там, где необходимо покупателю, — рассказывает Регина Дмитриевна. – Чаще всего наши покупатели берут стандартный набор продуктов: хлеб, молоко, колбасу. Зимой покупают фрукты, а летом — мороженое, но не себе, а внукам, которые приезжают в гости. Кстати, летом частыми клиентами становятся дачники.

Автомагазины оснащены необходимым оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов. Для удобства работает кассовый аппарат и терминал для оплаты картой. В период пандемии коронавируса в автомагазине можно приобрести маску и перчатки, а на витрине прикреплено напоминание о соблюдении социальной дистанции.

По маршруту автомагазина № 4

К нам в редакцию часто обращаются жители деревень – кто-то благодарит работников автомагазинов Ошмянского филиала Гродненского облпотребобщества, кто-то жалуется на частые опоздания и качество продуктов. Для того, чтобы посмотреть, как работает магазин на колесах, мы отправились за ним по одному из маршрутов.

2ц.jpg

Со звонким гудком автомагазин № 4 въезжает в деревню Погири. За рулем МАЗа — водитель со стажем Александр Мотуз, а за прилавком — продавец Тамара Верстак.

В центре деревни, в специально обозначенном для этого месте, мы делаем остановку. Первые покупатели уже собрались у стенда и громко обсуждают повседневные дела. Пока водитель открывает витрину магазина и проверяет, все ли готово к торговле, подтягиваются и другие сельчане.

Спрашиваем у мужчин и женщин, довольны ли они обслуживанием магазина на колесах. Одна из  первых покупательниц, Леонарда Николаевна Блажевич, живет прямо у стоянки автомагазина. В преддверии  своего восемьдесят четвертого дня рождения она делает покупки к праздничному столу.

3ц.jpg

Продуктов в автолавке хватает, что привозят, то и берем, а если чего не хватает, то на огородах вырастим! — улыбается Леонарда Николаевна.

— К автолавке претензий никаких нет – ассортимент хороший, — добавляет Тадеуш Романович Сосновский, — если чего-то нет, то можно заказать у продавца, и она в следующий раз обязательно привезет.

Тамара Верстак в автомагазине № 4 работает четвертый год. За это время всей душой прикипела к своим покупателям. Практически всех знает в лицо и по имени. Если кто-то долгое время не приходит к автолавке, начинает за него волноваться, спрашивает у местных, что случилось.

4ц.jpg

Ассортимент в маленьком магазине — большой. Опытный продавец точно знает, сколько товара нужно загрузить в машину, чтобы всегда хватало и жителям отдаленных хуторов. Ведь  нельзя приехать в крайнюю деревню по маршруту без свежего хлеба!

До этого Тамара Семеновна работала продавцом, а потом и заведующей в одном из магазинов районного филиала облпотребобщества. Конечно же, выдержать такой рабочий ритм, разные погодные условия, непросто. Например, если по маршруту автомагазина девятнадцать деревень (как в день нашей поездки), то Тамаре Семеновне столько же раз нужно выйти из кабины и столько же раз подняться в кузов!

Выезжая из деревни Погири, автомагазин останавливается, чтобы обслужить опоздавшую покупательницу, а после отправляется дальше по маршруту в деревню Кастечина.

5ц.jpg

У стоянки магазин на колесах уже ждут местные жители, а остальные сельчане после продолжительного громкого сигнала выходят из своих домов. Из покупателей — всего четыре человека. По привычному списку покупает продукты Виктория Владимировна Чернявская; для отца, ветерана Великой Отечественной войны, Казимира Заблоцкого, делает покупки сын Иван, который  гостит в деревне.

Виктория Владимировна в город за продуктами не ездит, делает покупки только в автомагазине.

Вот попросила Тамару, чтобы в следующий раз привезла лампочки, а то в город не выезжаю, — говорит Виктория Чернявская. – Если нужно привезти нам какие-нибудь лекарства или еще что-нибудь, то звоним продавцу, она нас всегда выручает.

Дорога в 120 километров

Кроме пяти автомагазинов Ошмянского филиала облпотребобщества, по району курсируют четыре частных:  ЧТУП «ЖданТоргВыезд», ООО «Миф-Прод», ЧТУП «Холодный айсберг» и ИП Гируть Т.О. Частные автомагазины охватывают гораздо меньшее количество деревень — в самые отдаленные уголки нашего района, как правило, отправляется автолавка районного филиала облпотребобщества.

Более двадцати лет по району колесит автомагазин предпринимателя Петра Станиславовича Ждановича. Когда-то вместе с другом они планировали открыть магазин в Борунах, но сразу же столкнулись с многими трудностями. В райисполкоме мужчинам предложили работать в сфере выездной торговли. С тех пор Петр Станиславович не изменяет магазину на колесах и практически каждый день проезжает на своем ГАЗе более 120 километров.

6ц.jpg

За многие годы работы в торговле мужчина хорошо изучил вкусы и привычки постоянных покупателей.

Товар возим в зависимости от пожелания покупателей. На своем маршруте  знаю каждого человека, кому и что нужно, — рассказывает Петр Станиславович. — Сейчас может прийти сельчанин к автолавке, и я ему соберу пакет с продуктами, так как знаю его предпочтения.

Наблюдая за тем, как обслуживает своих клиентов Петр Жданович, понимаешь: он любит свою работу. Ведь в основном, его покупатели – пожилые люди. Порой им нужно и несколько раз повторить стоимость покупки, и подать ее так, чтобы человеку, который подошел к машине с тросточкой, удобно было взять полный пакет. Петр Станиславович признается, что есть деревни, в которых он делает по четыре остановки, а некоторым покупателям собирает пакет с продуктами и заносит в дом. Такое отношение к покупателям передалось мужчине от отца, который много лет проездил на автолавке райпо и часто брал Петра с собой.

Ассортимент у Петра Ждановича большой, вот только одно из отличий от государственного автомагазина – здесь не продаются спиртное и сигареты.

7ц.jpg

Первой по маршруту в четверг обслуживается деревня Ремейкишки, куда мы и отправились. Приезд автолавки запланирован в 10.30. Первая остановка — посередине деревни, специально для пожилых людей, которым трудно добираться до оборудованной стоянки.

До приезда автолавки — десять минут, мы успеваем пообщаться с местными жителями Людмилой Владимировной Чокнади, Марией Иосифовной Адашкевич, Ричардом Владимировичем и Ириной Владимировной Лабунько. За это время они успели рассказать о том, чем живет деревня, о своих проблемах и заботах и, конечно же, о работе автолавок, которые, к слову, курсируют через Ремейкишки три раза в неделю.

8ц.jpg

Наш Петр никогда не подводит, все самое лучшее везет нам. И хлеб всегда свежий, и с другими продуктами никогда не было проблем, – рассказывают местные жители.

Перед отправкой в дорогу Петр Жданович уточняет, все ли отоварились, довольны ли покупками и что привезти в следующий раз. Может, поэтому, рассказывая о работе магазина на колесах, сельчане в один голос повторяют, что лучшего обслуживания и быть не может. В автолавке всего хватает, но самое главное, чего за деньги не купишь,  – это доброе отношение к людям со стороны предпринимателя.

…Магазин на колесах отправляется дальше по маршруту, где его ждут жители других деревень. Все они уверены, что пока есть люди, которые ждут свежий хлеб, будут и те, кто его привезет.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»