Защита прав потребителей: отвечаем на ваши вопросы

Защита прав потребителей: отвечаем на ваши вопросы

Хочу приобрести мобильный телефон в интернет-магазине. Если он сломается, смогу ли я потребовать гарантийный ремонт или замену некачественной вещи? Собираюсь купить телевизор в Польше. Будет ли на него действовать гарантия в нашей стране? Во время мойки автомобиля мне повредили спойлер. После перетяжки мебели через 2 недели ткань сморщилась, просел поролон. Могу ли я заставить ИП забрать диван или переделать все заново?

День потребителя сегодня проходит под девизом «Наши деньги – наши права». Накануне газета провела прямую телефонную линию совместно с Гродненской городской организацией общественного объединения «Белорусское общество защиты прав потребителей». Кстати, только в прошлом году этой организацией в пользу потребителей взыскано 411,2 млн. рублей, возмещен моральный ущерб в сумме 78,2 млн. рублей. В местный бюджет недобросовестные продавцы или исполнители услуг должны заплатить штраф в размере более 370 млн. рублей.На вопросы читателей отвечает председатель общества защиты прав потребителей Вадим Рыжкевич.

http://grodnonews.by/uploads2/potrebitl.jpg

Таиса Циврук:
– Я купила мобильный телефон. Еще не прошло и 14 дней со дня покупки, действует гарантия. Могу ли я вернуть его в магазин?
Технически сложные товары бытового назначения, а к ним относятся электротовары, теле-, музыкальная, фото- и киноаппаратура, мониторы, дисплеи, сканеры, бензопилы, швейные машины и другие, надлежащего качества возврату и обмену не подлежат ни в 14-дневный, ни в другой срок. Их можно вернуть только в случае наличия существенных недостатков. Вам надо было уточнить этот вопрос перед покупкой.

Ирина Слонинская:
– Купила дочери осенние сапоги в декабре. Вскоре сломался супинатор. Я обратилась в магазин. Там сапоги приняли обратно и отправили в ремонт. Сейчас мне предлагают забрать их, но отказываются продлить гарантию.
– Гарантийный срок на сапоги правилами не оговорен, он устанавливается производителем. Гарантия на демисезонную обувь обычно длится с 15 сентября по 1 ноября, потом прерывается на зиму и снова продолжается с 1 марта по 1 мая. Спокойно забирайте сапоги и носите. Сезон на них еще не закончился. Если сапоги снова порвутся, вы сможете обратиться к продавцу и потребовать ремонта, замены их или возврата своих денег. Претензии принимаются в течение двух лет.

Салон сотовой связи:
– Покупательница требует у нас принять обратно недавно купленный исправный мобильный телефон. Можем мы ей отказать?
– В течение 14 дней со дня покупки телефон вернуть нельзя. Такие товары можно вернуть по заключению сервисного гарантийного центра в случае наличия существенных неустранимых недостатков. Вы вправе отказать покупательнице в возврате или обмене.

Валентин Иванович:
– Еще не закончилась гарантия, как мой кухонный комбайн сломался. При покупке комбайна мне не назвали адрес гарантийной мастерской. Куда я могу обратиться?
– Вам необходимо обратиться к продавцу. Если комбайн весит свыше пяти килограммов, то доставка его в мастерскую осуществляется силами и за счет продавца, а если указана ремонтная мастерская, то доставкой занимаются они. Срок устранения недостатков в таком товаре установлен законодательством и составляет 14 календарных дней. За нарушение сроков ремонта предусмотрена неустойка в размере 1%. Если продавец в течение 14 дней не сможет отремонтировать товар либо поломка существенная и не может быть устранена, он по вашему требованию обязан заменить кухонный комбайн на новый либо вернуть деньги. Помимо этого, вы имеете право на время ремонта бытовой техники за исключением той, которая связана с термической обработкой пищи, потребовать подменную аналогичную вещь. Она предоставляется в течение трех дней.

Алексей Иванович:
– Я недавно купил мягкую мебель в салоне-магазине. Когда собирал диван, отдельные элементы его не подошли. После сборки диван стал скрипеть, а вскоре разошлись швы обивки.
– Вы должны обратиться к продавцу с требованием заменить мебель или устранить недостатки. На мебель устанавливается гарантия 18 месяцев. В течение этого срока вы можете заявлять свои требования продавцу.

Мария Владимировна:
– Два года назад я купила импортный холодильник российской сборки. Когда он сломался, обратилась в сервисный центр. Отремонтировать холодильник не смогли. По заключению сервисного центра в магазине предложили вернуть деньги в размере 2,5 млн. рублей, которые я заплатила за холодильник два года назад.
– Продавец не прав. Он обязан возвратить вам деньги в семидневный срок, причем возместить разницу между ценой товара на момент приобретения и на момент заявления требования. Поскольку сегодня такой холодильник стоит около шести миллионов, вам должны вернуть 6 млн. рублей. Когда требование заявлено в течение гарантийного срока либо срока службы, потребитель имеет право получить деньги в размере его стоимости на момент обращения либо на момент вынесения решения суда.

Иван Петров:
– Я купил плазменный телевизор. Гарантийный срок 12 месяцев истек. Обратился в мастерскую, где мне отказались произвести ремонт. Объяснили, что нет запчастей.
– В течение срока годности товара, а на телевизор он составляет 7 лет, продавец, поставщик, изготовитель обязаны осуществить возможность платного ремонта и поставку запчастей. Если они этого не сделали, то вы вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств.

Оксана Михайловна:
– Покупая ноутбук, я просила выбрать бесшумную модель. Продавец заверил, что предложенный мне ноутбук обладает именно такими качествами, как я и хотела. На деле оказалось не так. Причем мне не предоставили инструкцию на русском языке, описание потребительских качеств товара. Не отмечен гарантийный талон.
– Поскольку продавец не предоставил вам надлежащую информацию о товаре, вы вправе потребовать расторгнуть договор либо заменить ноутбук. Требование вы можете предъявить в разумный срок, то есть в период гарантийного срока, установленного на аналогичные изделия. Думаю, с такой претензией не надо медлить и обращаться в магазин сразу же после покупки.

Антонина Корушина:
– После перетяжки мебели через две недели ткань сморщилась, просел поролон. Могу ли я заставить индивидуального предпринимателя забрать диван или переделать все заново?
– Вы должны в письменной форме заявить претензию о ненадлежащем качестве выполненных работ и потребовать устранения недостатков. Все должно быть исправлено в течение 14 дней. Если недостатки не будут устранены, будем заявлять требование на возврат уплаченных денег.

Владимир Радюн:
– Я оставил свой автомобиль в автомастерской. Нужно было сделать кузовной ремонт и подготовить машину к покраске. Качество работ меня не устроило. К тому же не был выдан наряд-заказ. Я попросил устранить недостатки, но механик этого не сделал, хотя деньги получил полностью. Могу ли я вернуть свои деньги?
– На кузовные и покрасочные работы установлена гарантия не менее шести месяцев. Вы вправе потребовать вернуть вам деньги.

Татьяна Л.:
– Мало того, что заказанную кухню мне пришлось ждать намного больше, чем было указано в договоре, так еще и цвет столешницы совсем не тот, что я хотела.
– Вы вправе заявить требование на выплату неустойки в размере 1% от стоимости договора за каждый день просрочки исполнения заказа. А также требование на исполнение договора в полном объеме либо расторгнуть договор. В случае отказа потребовать вернуть вам предоплату также с выплатой неустойки за нарушение сроков.

Людмила Ивановна:
– Я обратилась к индивидуальному предпринимателю с просьбой перешить шубу. Внесла оплату в полном объеме. В установленный срок шуба не была готова. А когда наконец я смогла ее забрать, то качество меня не устроило. Переделывать свою работу предприниматель отказался.
– Предприниматель обязан устранить недостатки в течение 14 дней. Если это не будет сделано, вы можете потребовать вернуть вам уплаченные деньги. Если шуба испорчена, можете требовать предоставления в течение трех дней аналогичной вещи либо возмещения двукратной стоимости испорченной.

Иван Бойко:
– После установки оказалось, что окна и балконная дверь из ПВХ не подходят по размеру. Кроме того, вместо заказанного тройного стеклопакета мне поставили двойной, есть царапины, сколы.
– Вы можете потребовать устранить недостатки в соответствии с заключенным договором, а в случае отказа – расторжения договора и выплаты денег, неустойки, а также в судебном порядке – морального вреда. Заявлять претензию к исполнителю надо в письменном виде заказным письмом с уведомлением.

Петр Сидорович:

– Я поставил пломбу в платной стоматологии, а через неделю она выпала. Должны ли мне поставить новую пломбу бесплатно?

– На пломбирование зубов устанавливается гарантия, обычно это шесть месяцев. В период этого срока вы можете обратиться с просьбой поставить новую пломбу либо пойти в другую стоматологию, услуги которой должен оплатить недобросовестно сделавший свою работу стоматолог.

Татьяна Николаевна:
– Я заказала корпусную мебель в магазине, полностью оплатила ее. Однако в установленный срок мебель не была поставлена. Заявила письменную претензию в магазин. Но вернуть деньги там отказались.
– У вас нарушены сроки предварительно оплаченного товара, а за это предусмотрена ответственность в размере ставки рефинансирования Нацбанка за каждый день просрочки. Вы вправе отказаться забирать мебель после установленного срока и потребовать вернуть уплаченные деньги либо назначить другой срок исполнения заказа и взыскать проценты за просрочку. Ваши требования законны и с ними можно обращаться в суд.

Дмитрий Николаевич:
– Во время мойки автомобиля мне повредили спойлер. Перед мойкой меня не предупредили, что его надо демонтировать.
– Если машина повреждена, вы вправе требовать предоставить аналогичный поврежденный элемент, в данном случае спойлер, либо возмещения в двукратном размере его стоимости с учетом оплаты его доставки и установки.

Алексей Семашко:
– Я заказал входную металлическую дверь для дома. Причем подчеркнул, что дверь будет выходить на улицу, а не в теплый подъезд. Меня заверили, что поставят именно наружную дверь. Через три месяца дверь заржавела, облезла краска. Заменить дверь продавец отказался.
– Вы имеете право на замену двери или возврат денег по стоимости на день разрешения спора. Также продавец должен возместить вам затраты по доставке и монтажу двери. По суду можете потребовать возместить моральный вред.

Денис Лубин:
– Я сдал микроволновую печь в гарантийную мастерскую, но там все время затягивают сроки ремонта.
– Срок ремонта на гарантийную технику составляет 14 дней. Мастерская не имеет права его превысить. Вы можете отказаться от дальнейшего ремонта, потребовать выплаты неустойки в размере 1% от стоимости вещи за каждый день просрочки. Требование предъявляется мастерской.

Иван Васильев:

– Я хочу приобрести мобильный телефон в интернет-магазине. Если он сломается, смогу ли я потребовать гарантийный ремонт или замену некачественной вещи?
– На интернет-торговлю распространяются те же условия, что и на обычную. Вы выбираете телефон в интернете, изучаете его потребительские свойства и делаете заказ. Товар доставляется курьером, который должен вам выдать чек, отметить гарантийный талон, предоставить всю информацию о товаре на русском языке. Все как в обычном магазине. Очень важно при покупке товара через интернет потребовать указание юридического адреса интернет-магазина и адрес гарантийного сервисного центра. В случае если купленная вещь выходит из строя, надо связаться с магазином по электронной почте или выслать обычное письмо. Они обязаны сделать гарантийный ремонт в сроки, установленные законодательством, – 14 дней.

Елена Ивановна:
Собираюсь купить телевизор в Польше. Будет ли на него действовать гарантия в нашей стране?
– На технически сложные товары бытового назначения, приобретенные за пределами Республики Беларусь, также распространяется гарантия. Но действует она только в той стране, где приобретен товар. Поэтому сделать гарантийный ремонт в Беларуси не получится. Для ремонта, предъявления каких-либо претензий вам придется вывозить свой телевизор в ту страну, где вы его купили. У вас в документах даже может быть указан адрес гарантийной мастерской на территории нашей страны, но она не поддерживает гарантию, потому что стандарты другие.

Более полную информацию вы можете получить, обратившись в наше общество.