В Гродно начали плодиться мелкие рекламные газеты. Как читателю избавиться от ненужной информации, а рекламодателю от высоких денежных трат?

В Гродно начали плодиться мелкие рекламные газеты. Как читателю избавиться  от ненужной информации,  а рекламодателю  от высоких денежных трат?

9 февраля 2009 года вступил в силу новый Закон РБ «О средствах массовой информации». И – понеслось. В Гродно, как и других городах республики, начали плодиться мелкие рекламные газеты. Одну из них я увидела в своем подъезде – она валялась на полу, затоптанная мокрыми сапогами, а вторую принес муж, она пришла по почте вместе с корреспонденцией, которую он выписывает, на работу. Честно скажу: я бы даже не обратила внимание ни на одну из этих бумажек, да вот супруг сказал: «Посмотри, тут про рейтинг «Гродненской правды» написано». И, как оказалось, написана неправда

     9 февраля 2009 года вступил в силу новый Закон РБ «О средствах массовой информации». И – понеслось. В Гродно, как и других городах республики, начали плодиться мелкие рекламные газеты. Одну из них я увидела в своем подъезде – она валялась на полу, затоптанная мокрыми сапогами, а вторую принес муж, она пришла по почте вместе с корреспонденцией, которую он выписывает, на работу. Честно скажу: я бы даже не обратила внимание ни на одну из этих бумажек, да вот супруг сказал: «Посмотри, тут про рейтинг «Гродненской правды» написано». И, как оказалось, написана неправда.
    Друзья мои, читатели! Взрослый человек, получивший жизненный опыт, может, и не знает, кто создал этот мир, но уж точно понимает: мир уже был до его рождения. А вот дитяти кажется, что миротворение случилось в тот день, когда он сам появился на свет. Мне стало смешно, прочтя откровенную ложь и самовозвеличивание за счет унижения других изданий. «Гродзенская праўда» и «Рекламное приложение» оказались еще не в самом худшем положении. Другим республиканским, областным и городским общественно-политическим и рекламным изданиям досталось похлеще. Не знаю, с кем говорили непрофессиональные социологи, может, с самими собой, потому что любой солидный респондент непременно бы расставил другие акценты, основываясь на том, что оба издания в последнее время серьезно укрепили свои позиции на рынке СМИ области, где «Гродзенская праўда» присутствует вот уже 70 лет, а «Рекламное приложение» – 25 лет. Никто за всю историю, начиная с 1939 года, не был с читателями дольше и не нравился больше. Прежде чем делать выводы, продержитесь на рынке СМИ хотя бы год.
    
    Вопрос о целесообразности издания газет, разбрасываемых в почтовые ящики или рассылаемых бесплатно по почте, в республике активно обсуждался два последних года. Министерство информации прогнозировало бум, зная, что условия для него создает новый закон. Да вот пришелся бум не на лучшее для экономики, а значит и рекламирования продукции время. А ведь по определению бесплатно распространяющиеся газеты предполагают взимание больших сумм с рекламодателей. Между тем, как показывает опыт нашей работы на рекламном рынке, люди не бросятся покупать пластиковое окно, прочтя единственное объявление, все равно обратятся к газете, где больше таких объявлений, объедут или обзвонят все фирмы и купят там, где дешевле. А юридические лица, получив предложение из небольшой газетенки, все равно объявят тендер или проведут конкурс ценовых предложений. К слову, именно так в Гродно и произошло: бесплатный сыр остался в мышеловке – рекламодатели-то, если верить прайс-листу, заплатили в три раза больше, чем в «Рекламном приложении». Но говорят, что есть другое преимущество – тираж доходит до каждого человека. А кто его знает? Несколько лет назад одна журналистская общественная организация отвезла белорусских газетчиков на семинар в крупный промышленный уральский город, где такие газеты как-то существуют. Мы тоже стали изучать, приживется ли это у нас и какой даст доход. Выяснив это, между тем узнали и несколько интересных историй. Одна похоронная фирма покупала газетные отходы, чтобы устилать дно в гробах. На это тратила небольшие деньги. А потом предприимчивый менеджер фирмы подумал: почему плачу я, пусть платят мне! И зарегистрировался разносчиком бесплатной газеты. Правда, нес он тираж не в массы, а в свою гробовую фирму все с той же целью заполучить техническую бумагу. Да простит меня читатель за такой пример. Но это, ручаюсь, правда. И, поверьте: рано или поздно найдутся и у нас люди, которым понадобится бесплатная бумага для всяких похожих целей.
    
    А пока нам пожаловался один житель Гродно на то, что ненужные газеты засорили его почтовый ящик. Ну не нужна ему перетяжка мебели или изготовление штампов, он вообще не читает объявления. Он выписал две газеты и журнал, которые не помещаются в почтовый ящик из-за ненужной корреспонденции. Возмущенный читатель задал вопросы: как попадают разносчики в подъезды, оборудованные домофонами? Могут ли они подбросить в дома еще что-нибудь? Он напомнил историю, произошедшую в США, где в почтовый ящик бросили конверт с отравляющим веществом. И, наконец, не лишенным смысла был вопрос: кто будет убирать газеты и другой рекламный мусор, который люди бросают на пол? Впрочем, наш читатель отметил и плюс в появлении бесплатной бумаги. Если обязать издателей установить во дворах контейнеры для ненужных газет, службы ЖКХ, а в крайнем случае малоимущие граждане могли заработать на сдаче макулатуры. По нашим данным, заявленный тираж не совпал с тем, что обещали разбросать по подъездам. Это подтвердили 60 наших сотрудников, живущих в разных микрорайонах города. Бесплатные газеты были замечены только в двух подъездах. По какой-то непонятной причине один из них был мой.
    
    Один из новоявленных издателей, та самая фирма, определявшая рейтинги, настолько увлеклась доказыванием рекламодателю своей необходимости, что поместила текстовое сообщение: «Если вы хотите получить данное издание (или аналогичные издания) более чем в одном экземпляре, позвоните нам, и мы вышлем требуемое количество экземпляров». Вот чудеса! Вроде, пишут, что их творение должно быть нарасхват, и тут же противоречат: у нас таких газет навалом, пришлем сколько хотите. И это, к слову, при тираже-то всего в 5 тысяч экземпляров и периодичности издания раз в месяц.
    
    Рекламные «товарищи»! ТОВАР-ИЩИТЕ корректно! Так велит журналистская этика, о которой вы понятия не имеете. Этого требует и новое законодательство, в котором вы прочли главу о либерализации регистрации изданий, но забыли прочесть об ужесточении ответственности за каждое опубликованное слово.
    
Елена БЕРЕСНЕВА,
    главный редактор
    «Гродзенскай праўды»
Редакция газеты «Гродненская правда»