Виртуальная экскурсия по Гродно: дворцовые перемены
Более полувека на центральной площади Гродно стоит большое здание с колоннами. Некогда это был Дворец культуры Гродненского тонкосуконного комбината – по сути, культурный центр города. Но со временем он потерял свое значение..
Более полувека на центральной площади Гродно стоит большое здание с колоннами. Некогда это был Дворец культуры Гродненского тонкосуконного комбината – по сути, культурный центр города. Но со временем он потерял свое значение.
Пышный проект
Многие годы гродненцы уверены, что фасад Дворца, выходящий к Дому быта, должен быть главным. Потому что сторона от Советской площади выглядит незавершенной. Однако, согласно архивным документам и по воспоминаниям строителей этого здания, при реализации проекта были ликвидированы некоторые архитектурные излишества, «жертвой» чего и стал главный фасад.
История строительства этого здания такова. В феврале 1952 года горисполком отводит земельный участок на углу улиц Замковой и Мостовой под строительство клуба тонкосуконного комбината со зрительным залом на 420–550 мест. Клуб предполагался по типовому проекту Государственных архитектурных мастерских № 7146, созданному еще в 1947 году. Проект привязки и архитектурного оформления фасадов выполнен Гродненским филиалом «Белгоспроекта» в 1953 году.
Всем известен архитектурный стиль времен правления Сталина – советский монументальный классицизм, или «сталинская архитектура». Часто архитектуру подобной стилистики именуют «сталинский ампир». По разнообразию архитектурных мотивов и использованию стилей разных эпох и народов «сталинская архитектура» близка к эклектике.
Отличительные черты этого стиля: синтез архитектуры, скульптуры и живописи; барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

Строительство Дворца культуры текстильщиков. Первая половина 50-х гг. Фото из коллекции Николая Гайсы

Укладка асфальта на Советской площади, слева ДКТ. 1957г. Фото из коллекции Александра Семенчука
«Удешевляющее» решение
Строительство здания началось к середине 1950-х годов. Но Дворцу культуры текстильщиков, равно как и универмагу и некоторым другим зданиям города, не посчастливилось: вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в архитектуре».
Специальная комиссия пересмотрела проектно-сметную документацию строящихся объектов для устранения архитектурных излишеств. В результате было принято сразу несколько «удешевляющих» решений.
Громоздкий парапет и балюстраду заменили на металлическую решетку. Из системы на главном фасаде исключили балконы, а венчающие карнизы упростили. Детали же внутренней отделки здания, принятые по проекту под орех, решили заменить фанеровкой и окраской под дуб.
Госкомиссия новый Дворец приняла в конце октября 1959 года, а спустя месяц состоялось его торжественное открытие. На торжество пришли сотни рабочих и служащих тонкосуконного комбината, представители коллективов промышленных предприятий города, гости с Минского тонкосуконного комбината и Каунасской текстильной фабрики «Лима». После торжественного собрания состоялся большой концерт артистов Белорусской государственной филармонии.

Вид на Дворец культуры текстильщиков. 1960г. Фото из коллекции Александра Ершова

Дворовой фасад Дворца культуры текстильщиков. 60-е гг. Фото из коллекции Анатолия Звягина
От «Ранiцы» до «Песняров»
Во Дворце, кроме зрительного зала на 400 мест, были еще два зала: лекционный на 120 мест и спортивный. На втором этаже расположились помещения для библиотеки и читального зала. Здесь также предусмотрели комнаты для любителей шашек и шахмат. Для отдыха два салона обставили мягкой мебелью. Общая площадь Дворца культуры составила более трех тысяч квадратных метров. На его строительство было израсходовано около 4 миллионов рублей.
Дворец сразу стал культурным центром города. Здесь проводились праздничные мероприятия, демонстрировались кинофильмы, проводились новогодние представления для детей. А для взрослых в выходные дни организовывались танцевальные вечера под живую музыку эстрадного оркестра, который создал в первой половине 1960-х годов Анатолий Осипюк. В 1959 году создан ансамбль танца «Ранiца», ставший впоследствии народным.
Сюда зачастили приезжие музыканты и исполнители с концертными программами. В 1969 году именно на сцене Дворца культуры текстильщиков состоялись первые концерты в Гродно малоизвестного тогда вокально-инструментального ансамбля «Лявоны». Вскоре он стал называться «Песняры» и добился оглушительной популярности.
Здесь в начале 1970-х годов Геннадий Летынский создал девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». В ансамбле, кроме традиционных гитар, ударных инструментов и клавишных, была духовая группа – труба, тромбон и саксофон. В 1974 годов ВИА «Чараўніцы» стал профессиональным коллективом и был зачислен в штат Белгосфилармонии.
Во Дворце культуры текстильщиков в период его популярности работали 43 кружка и любительских объединения, в том числе народный театр и агитбригада «Деловые ребята».

Девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». Фото из архива Виктора Саяпина
Кстати, несколько раз в году Дворец становился объектом всеобщего внимания – именно здесь проводились праздничные демонстрации. С начала 1960-х годов и до середины 1980-х 1 Мая и 7 Ноября перед главным фасадом здания, украшенным портретом вождей и государственной символикой, устанавливалась трибуна. С нее руководители города и области приветствовали проходившие по площади праздничные колонны трудовых коллективов.
Пышный проект
Многие годы гродненцы уверены, что фасад Дворца, выходящий к Дому быта, должен быть главным. Потому что сторона от Советской площади выглядит незавершенной. Однако, согласно архивным документам и по воспоминаниям строителей этого здания, при реализации проекта были ликвидированы некоторые архитектурные излишества, «жертвой» чего и стал главный фасад.
История строительства этого здания такова. В феврале 1952 года горисполком отводит земельный участок на углу улиц Замковой и Мостовой под строительство клуба тонкосуконного комбината со зрительным залом на 420–550 мест. Клуб предполагался по типовому проекту Государственных архитектурных мастерских № 7146, созданному еще в 1947 году. Проект привязки и архитектурного оформления фасадов выполнен Гродненским филиалом «Белгоспроекта» в 1953 году.
Всем известен архитектурный стиль времен правления Сталина – советский монументальный классицизм, или «сталинская архитектура». Часто архитектуру подобной стилистики именуют «сталинский ампир». По разнообразию архитектурных мотивов и использованию стилей разных эпох и народов «сталинская архитектура» близка к эклектике.
Отличительные черты этого стиля: синтез архитектуры, скульптуры и живописи; барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

Строительство Дворца культуры текстильщиков. Первая половина 50-х гг. Фото из коллекции Николая Гайсы

Укладка асфальта на Советской площади, слева ДКТ. 1957г. Фото из коллекции Александра Семенчука
«Удешевляющее» решение
Строительство здания началось к середине 1950-х годов. Но Дворцу культуры текстильщиков, равно как и универмагу и некоторым другим зданиям города, не посчастливилось: вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в архитектуре».
Специальная комиссия пересмотрела проектно-сметную документацию строящихся объектов для устранения архитектурных излишеств. В результате было принято сразу несколько «удешевляющих» решений.
Громоздкий парапет и балюстраду заменили на металлическую решетку. Из системы на главном фасаде исключили балконы, а венчающие карнизы упростили. Детали же внутренней отделки здания, принятые по проекту под орех, решили заменить фанеровкой и окраской под дуб.
Госкомиссия новый Дворец приняла в конце октября 1959 года, а спустя месяц состоялось его торжественное открытие. На торжество пришли сотни рабочих и служащих тонкосуконного комбината, представители коллективов промышленных предприятий города, гости с Минского тонкосуконного комбината и Каунасской текстильной фабрики «Лима». После торжественного собрания состоялся большой концерт артистов Белорусской государственной филармонии.

Вид на Дворец культуры текстильщиков. 1960г. Фото из коллекции Александра Ершова

Дворовой фасад Дворца культуры текстильщиков. 60-е гг. Фото из коллекции Анатолия Звягина
От «Ранiцы» до «Песняров»
Во Дворце, кроме зрительного зала на 400 мест, были еще два зала: лекционный на 120 мест и спортивный. На втором этаже расположились помещения для библиотеки и читального зала. Здесь также предусмотрели комнаты для любителей шашек и шахмат. Для отдыха два салона обставили мягкой мебелью. Общая площадь Дворца культуры составила более трех тысяч квадратных метров. На его строительство было израсходовано около 4 миллионов рублей.
Дворец сразу стал культурным центром города. Здесь проводились праздничные мероприятия, демонстрировались кинофильмы, проводились новогодние представления для детей. А для взрослых в выходные дни организовывались танцевальные вечера под живую музыку эстрадного оркестра, который создал в первой половине 1960-х годов Анатолий Осипюк. В 1959 году создан ансамбль танца «Ранiца», ставший впоследствии народным.
Сюда зачастили приезжие музыканты и исполнители с концертными программами. В 1969 году именно на сцене Дворца культуры текстильщиков состоялись первые концерты в Гродно малоизвестного тогда вокально-инструментального ансамбля «Лявоны». Вскоре он стал называться «Песняры» и добился оглушительной популярности.
Здесь в начале 1970-х годов Геннадий Летынский создал девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». В ансамбле, кроме традиционных гитар, ударных инструментов и клавишных, была духовая группа – труба, тромбон и саксофон. В 1974 годов ВИА «Чараўніцы» стал профессиональным коллективом и был зачислен в штат Белгосфилармонии.
Во Дворце культуры текстильщиков в период его популярности работали 43 кружка и любительских объединения, в том числе народный театр и агитбригада «Деловые ребята».

Девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». Фото из архива Виктора Саяпина
Кстати, несколько раз в году Дворец становился объектом всеобщего внимания – именно здесь проводились праздничные демонстрации. С начала 1960-х годов и до середины 1980-х 1 Мая и 7 Ноября перед главным фасадом здания, украшенным портретом вождей и государственной символикой, устанавливалась трибуна. С нее руководители города и области приветствовали проходившие по площади праздничные колонны трудовых коллективов.