Виртуальная экскурсия по Гродно: дворцовые перемены

Более полувека на центральной площади Гродно стоит большое здание с колоннами. Некогда это был Дворец культуры Гродненского тонкосуконного комбината – по сути, культурный центр города. Но со временем он потерял свое значение..

Более полувека на центральной площади Гродно стоит большое здание с колоннами. Некогда это был Дворец культуры Гродненского тонкосуконного комбината – по сути, культурный центр города. Но со временем он потерял свое значение.

Пышный проект
 Многие годы гродненцы уверены, что фасад Дворца, выходящий к Дому быта, должен быть главным. Потому что сторона от Советской площади выглядит незавершенной. Однако, согласно архивным документам и по воспоминаниям строителей этого здания, при реализации проекта были ликвидированы некоторые архитектурные излишества, «жертвой» чего и стал главный фасад.

История строительства этого здания такова. В феврале 1952 года горисполком отводит земельный участок на углу улиц Замковой и Мостовой под строительство клуба тонкосуконного комбината со зрительным залом на 420–550 мест. Клуб предполагался по типовому проекту Государственных архитектурных мастерских № 7146, созданному еще в 1947 году. Проект привязки и архитектурного оформления фасадов выполнен Гродненским филиалом «Белгоспроекта» в 1953 году.

Всем известен архитектурный стиль времен правления Сталина – советский монументальный классицизм, или «сталинская архитектура». Часто архитектуру подобной стилистики именуют «сталинский ампир». По разнообразию архитектурных мотивов и использованию стилей разных эпох и народов «сталинская архитектура» близка к эклектике.

Отличительные черты этого стиля: синтез архитектуры, скульптуры и живописи; барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся; использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.
http://grodnonews.by/uploads2/dv_tekst1.jpg
Строительство Дворца культуры текстильщиков. Первая половина 50-х гг. Фото из коллекции Николая Гайсы

http://grodnonews.by/uploads2/dv_tekst2.jpg
Укладка асфальта на Советской площади, слева ДКТ. 1957г. Фото из коллекции Александра Семенчука

«Удешевляющее» решение
Строительство здания началось к середине 1950-х годов. Но Дворцу культуры текстильщиков, равно как и универмагу и некоторым другим зданиям города, не посчастливилось: вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в архитектуре».

Специальная комиссия пересмотрела проектно-сметную документацию строящихся объектов для устранения архитектурных излишеств. В результате было принято сразу несколько «удешевляющих» решений.

Громоздкий парапет и балюстраду заменили на металлическую решетку. Из системы на главном фасаде исключили балконы, а венчающие карнизы упростили. Детали же внутренней отделки здания, принятые по проекту под орех, решили заменить фанеровкой и окраской под дуб.

Госкомиссия новый Дворец приняла в конце октября 1959 года, а спустя месяц состоялось его торжественное открытие. На торжество пришли сотни рабочих и служащих тонкосуконного комбината, представители коллективов промышленных предприятий города, гости с Минского тонкосуконного комбината и Каунасской текстильной фабрики «Лима». После торжественного собрания состоялся большой концерт артистов Белорусской государственной филармонии.
http://grodnonews.by/uploads2/dv_tekst3.jpg
Вид на Дворец культуры текстильщиков. 1960г. Фото из коллекции Александра Ершова

http://grodnonews.by/uploads2/dv_tekst4.jpg
Дворовой фасад Дворца культуры текстильщиков. 60-е гг. Фото из коллекции Анатолия Звягина

От «Ранiцы» до «Песняров»
Во Дворце, кроме зрительного зала на 400 мест, были еще два зала: лекционный на 120 мест и спортивный. На втором этаже расположились помещения для библиотеки и читального зала. Здесь также предусмотрели комнаты для любителей шашек и шахмат. Для отдыха два салона обставили мягкой мебелью. Общая площадь Дворца культуры составила более трех тысяч квадратных метров. На его строительство было израсходовано около 4 миллионов рублей.

Дворец сразу стал культурным центром города. Здесь проводились праздничные мероприятия, демонстрировались кинофильмы, проводились новогодние представления для детей. А для взрослых в выходные дни организовывались танцевальные вечера под живую музыку эстрадного оркестра, который создал в первой половине 1960-х годов Анатолий Осипюк. В 1959 году создан ансамбль танца «Ранiца», ставший впоследствии народным.

Сюда зачастили приезжие музыканты и исполнители с концертными программами. В 1969 году именно на сцене Дворца культуры текстильщиков состоялись первые концерты в Гродно малоизвестного тогда вокально-инструментального ансамбля «Лявоны». Вскоре он стал называться «Песняры» и добился оглушительной популярности.

Здесь в начале 1970-х годов Геннадий Летынский создал девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». В ансамбле, кроме традиционных гитар, ударных инструментов и клавишных, была духовая группа – труба, тромбон и саксофон. В 1974 годов ВИА «Чараўніцы» стал профессиональным коллективом и был зачислен в штат Белгосфилармонии.

Во Дворце культуры текстильщиков в период его популярности работали 43 кружка и любительских объединения, в том числе народный театр и агитбригада «Деловые ребята».
http://grodnonews.by/uploads2/dv_tekst5.jpg
Девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». Фото из архива Виктора Саяпина

Кстати, несколько раз в году Дворец становился объектом всеобщего внимания – именно здесь проводились праздничные демонстрации. С начала 1960-х годов и до середины 1980-х 1 Мая и 7 Ноября перед главным фасадом здания, украшенным портретом вождей и государственной символикой, устанавливалась трибуна. С нее руководители города и области приветствовали проходившие по площади праздничные колонны трудовых коллективов.
Редакция газеты «Гродненская правда»