Игорь Угольников: Шутки в сторону, или Почему весельчак сменил образ?

Игорь Угольников: Шутки в сторону, или Почему весельчак сменил образ?

С ведущим, актером, режиссером, сценаристом, продюсером, председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России, да и просто интересным собеседником корреспонденту «ГП» удалось встретиться на прошлой неделе...

С  ведущим, актером, режиссером, сценаристом, продюсером,  председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России (ТРО Союза), да и просто интересным собеседником корреспонденту «ГП» удалось встретиться на прошлой неделе, когда вместе с делегацией Парламентского собрания Союза Беларуси и России он побывал в Гродно.

– Как произошел переход от неудержимого весельчака к человеку, серьезно занявшемуся режиссурой, продюсированием, и, наконец, телевизионному чиновнику?
– Если говорить вообще о том, как актер Игорь Угольников занялся серьезным делом, знаете, это абсолютная эволюция человека. Сначала мне нравилось всех веселить, радовать и улыбаться, а через какое-то время это надоело, и я понял, что надо заняться чем-то серьезным. Но даже не это. К серьезному делу я готовился очень долго.

Еще до создания фильма о защитниках Брестской крепости. Еще в 10 классе я прочитал книжку Сергея Сергеевича Смирнова об этом подвиге. Для меня было потрясением, как люди делали свой выбор: как поступить в той или иной ситуации? И прежде всего, что делать, когда тебя уже бросили, ты никому не нужен, у тебя нет патронов…Тем своим выбором ты вершил судьбу не только своей страны, но и мира. Вот что было для меня важно. И если говорить, почему Брестская крепость – потому, что каждым своим поступком мы с вами (особенно в такие трагические и судьбоносные моменты) вершим историю. Кажется, что может сделать один человек для мировой истории? Может! Своим решением, крепостью духа может повернуть ход истории.

Поэтому защитники Брестской крепости (и комиссар Фомин, и майор Гаврилов, и лейтенант Кижеватов, и многие другие, кто решил идти до конца) своим поступком приблизили 9 мая 1945 года. Сейчас в российском, да и белорусском, конечно же, обществе существует очень серьезный патриотический подъем. Это правильно и нужно. Тем более, что вызовы истории очень созвучны событиям столетней давности.

– Вы одновременно можете сочетать разные ипостаси: актер, режиссер, сценарист, продюсер, ведущий, телевизионный чиновник… В этом секрет вашего успеха?
– Я не могу назвать это успехом, потому что когда перечисляют то, чем я занимаюсь, – это, казалось бы, слишком много для одного человека. Надо заниматься чем-то одним и в чем-то одном достигать максимального успеха. Мне это неинтересно. Поэтому я занимаюсь всем вышеперечисленным (смеется – прим.авт.).

– Все же не соглашусь, занимаясь всем, в каждом из перечисленных направлений Вы преуспели.
– Я не считаю это успехом, потому что он должен в чем-то выражаться. Кто-то монетизирует успех, кто-то им пользуется, чтобы добиться иных целей. Кто-то его использует, чтобы делать следующий фильм, спектакль или вырасти как большой чиновник. Я не преследую таких целей. Для меня важно сделать, что я задумал. Когда ты приближаешься к своей мечте и при этом есть возможность привлечь к этому большое количество людей, тогда ты получаешь большое удовольствие. От успеха я не получаю удовольствия, я получаю его от сделанного дела.

Конечно, приятно, когда в Мумбаи на фестивале класса «А» в Индии (который редко когда принимает российское кино) дают 4 приза фильму «Батальонъ». Это был приятный шок. Лучший сценарий, лучшая женская роль, лучший монтаж и Гран-при. Для меня это очень приятно. Все призы, вспоминая то, как делалось кино, они абсолютно мои. Для меня было мечтой снять Машу Аронову, мою подругу, в роли Марии Бочкаревой. Я очень кропотливо работал над сценарием с разными сценаристами, и точно так же работал над монтажом. Поэтому все четыре приза, в принципе, я должен оставить у себя. Но эти призы – три из них – я, конечно же, отдам Марии Ароновой, моему замечательному режиссеру монтажа Маше Сергеенко и Илье Авраменко – главному сценаристу фильма «Батальонъ».

– Можно ли считать проект «Батальонъ» коммерчески успешным?
– Для того чтобы сделать такое кино, нужно потратить много денег и сил. В этом проекте были деньги государственные, лично мои, партнеров и спонсоров. Это уже не секрет, на фильм потрачено около 400 миллионов российских рублей плюс около сотни миллионов на рекламу. Поэтому весь бюджет можно рассчитывать в полмиллиарда. Он столько же и собрал в прокате. Но с этих денег половину забирают кинотеатры, есть еще дистрибьюционные проценты, затраты за рекламу и так далее. Поэтому мы пока не окупились. Да у этого проекта и не было такой цели – окупиться во что бы то ни стало. Для этого я бы снимал легкие комедии по три штуки в год, и они, безусловно, пользовались бы успехом и окупались. Тем более, что моя команда может снимать недорогое качественное кино. Здесь была другая цель и задача. Как и в «Брестской крепости». А сегодня говорилось о том, что «Брестская крепость» – это был первый кинопроект Союзного государства. Производственный бюджет этого фильма был целиком из его денег. По этому пути я пошел во второй раз, предложив Союзному государству сделать фильм о Первой мировой войне.

– Почему именно о ней?
– Потому что Вторая мировая война – это незаконченная Первая. Первая была забыта намеренно, а это была великая война. И в ней погибли наши с вами предки, защищая Отечество. Это очень серьезный вопрос, к которому необходимо возвращаться. Большевики эту войну умолчали намеренно, и война ими называлась империалистической.Слава Богу, президент России Владимир Владимирович Путин определил свое и государственное отношение к этой теме, назвав вещи своими именами. Об этом уже много говорилось и писалось. И теперь 1 августа – это день защитников Отечества в Первой мировой войне. Память о них возвращается, и мы с вами начинаем хоть что-то узнавать об этой войне. Это была чудовищная, трагическая война, закончившаяся для нас поражением. При этом мы проиграли проигравшей стороне – немцам, которые должны были проиграть нам.  И это послужило началом Второй мировой войны – незаконченной Первой. Сегодня Сергей Евгеньевич Нарышкин (спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – прим.авт.) об этом и говорил, что Версальский договор положил начало Второй мировой войне.

– Жертвы в Первой мировой были колоссальные – 10 миллионов человек…

– Разрушены четыре Великие империи в ходе Первой мировой войны, в России случилась Февральская революция, затем октябрьский переворот и самое чудовищное и позорное, что может быть в истории человечества, – гражданская война. Вот об этом кино.

– Вы сказали, что на мечту не жалко потратить ни силы, ни средства. После «Батальона», воплощение какой мечты в жизнь на очереди?
– Я уже не скрываю, что мы сейчас серьезно готовимся и пишем сценарий о событиях 1917 года, об участии в них Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Пока идет подготовительная работа – готовится сценарий, но я уверен, что через два года (в канун 100-летия событий – прим.авт.) российское общество, да и весь мир будут говорить на эту тему серьезно. И умолчать будет уже невозможно, а создавать фильм об этом необходимо.

– Уже кого-то видите в главной роли?
– Не будем предвосхищать события, сейчас мы занимаемся сценарием.

– То есть поклонники хорошего российского кино могут рассчитывать на выход в широкий прокат этого фильма через два года?

– Поклонники хорошего качественного российского кино могут на это надеяться, хотя, думаю, что на эту тему будут сняты несколько фильмов. Не только я  интересуюсь этой темой. Другое дело – подход, которым будут руководствоваться производители фильмов, очень важен. И позиция государства должна быть четко сформирована: каким должен быть фильм на тему Великой войны, потом Февральской революции и октябрьского переворота – давайте называть вещи своими именами. Тем более, не я придумал так именовать эти события – октябрьским переворотом большевики называли революцию вплоть до конца 1919 года. У меня есть книги и документы, изданные в это время. Например, книга «Октябрьский переворот и диктатура пролетариата» с избранными статьями, в том числе и Ленина.

– Вижу, что Вы увлеченный хранитель истории, хотелось бы узнать, большая ли у Вас библиотека?
– Большая. Есть и отцовская библиотека, и моя. Конечно, для меня понятие «книга» – это книга, прежде всего то, что ты держишь в руках и можешь читать. Но, конечно, большей частью я читаю документы в интернете – так удобнее.

– Будем правдивы – таковы современные реалии.
– Вчера я делал программу для канала «ТРО» с директором Национальной библиотеки Республики Беларусь, и мы говорили как раз об этом. Библиотечное дело развивается во всем мире, не только в Беларуси или России, именно в сторону электронных носителей информации, но при этом никто не умаляет печатную версию и, самое главное, людей, которые ценят и понимают, что такое книга. Помимо того, что она несет в себе абсолютную информационную функцию, она все-таки вбирает энергию людей, которые эту книгу уже читали. Это тоже обмен энергиями. Если взять в руки книгу, которую до тебя прочитали несколько человек, – ты это чувствуешь.

– В результате съемок полнометражного фильма «Брестская крепость» появился одноименный четырехсерийный телесериал. Ждать чего-то подобного от «Батальона» или он останется исключительно  полнометражным?  
– Я вернусь в Москву и завтра с утра пойду работать над 4-серийной телевизионной версией «Батальона», которая по договору с Первым каналом должна быть мною сдана 20 июля. А дальше канал будет решать, как показывать его зрителю: что сперва – фильм или 4-серийную версию. К слову, сериальный вариант мне нравится больше, потому что можно расширить историю отдельных героинь, дать чуть больше воздуха и возможности отдышаться. Фильм «Батальонъ» очень плотный, жесткий, нет возможности  вздохнуть, а в сериале – есть. Плюс мы нашли очень серьезную хронику о Первой мировой войне и оцифровали ее. Она тоже входит в картину. И даже несколько песен времен Первой мировой войны нашли свое место в телевизионной версии. Как с «Брестской крепости» сделали фильм и 4-серийную версию, так же и с «Батальоном» идем по этому пути. Скажу даже, что для будущей картины, которую мы сейчас планируем, – «17-й год», уже готовим телевизионную и полнометражную версии сценария.

– Рабочее название «17-й год»?
– Нет, рабочее название «Список Ленина». Это те люди, с которыми он приехал в апреле 1917 года в Петроград из Стокгольма. Список существует. Не все они вершили судьбу российского государства с апреля по октябрь, но многие из них влияли на процессы, в том числе Зиновьев, Инесса Арманд и так далее.

– С нетерпением будем ждать выхода фильма. Заинтриговали…
– Это действительно интересно. Но с другой стороны, оторопь берет от одного понимания того, как же могло это все произойти с моей страной?

– Что произошло, то произошло…
– Нельзя говорить: «Что было – то было». Это надо показывать! Надо говорить правду, чтобы история не повторилось в новом витке спирали. И прежде всего показывать нашим детям. И когда мне говорят, что дети смотрят фильм «Брестская крепость» по нескольку раз – это здорово. Смотрят очень жесткое кино, которое трудно смотреть, но они это делают. Значит, мы поступили правильно.

– Ваша последняя актерская работа – роль Ползунова в фильме 2014 года «Призрак». Есть ли предложения сняться как актеру? Я понимаю, что разорваться на все невозможно, но все же…

– Актерские предложения есть. И сценарии мне присылаются каждую неделю по нескольку штук, я скептически к этому отношусь. И, собственно, в «Призраке» снялся только лишь потому, что мне Федя (Федор Бондарчук – прим.авт.) это предложил. Нет интересных ролей. Как только появляются – я с радостью соглашаюсь. Так же я принял с радостью предложение сыграть президента страны в фильме «Рассказы» и в «Призраке». Как только появляется что-то интересное, когда мне нравится сценарий, режиссер, продюсер и я понимаю, для чего это делается, я соглашаюсь.

– Как режиссер вы сняли четыре кино «Это несерьезно», «Казус Белли», «Большой фитиль» и еще фильм-альманах «Первая мировая». Будут ли еще режиссерские работы?
– Будут, обязательно будут.
Фото Михаила ИСАЧЕНКО
Редакция газеты «Гродненская правда»