Лидеры ЕАЭС в целом одобрили стратегические направления развития интеграции, но окончательно не приняли

Лидеры ЕАЭС в целом одобрили стратегические направления развития интеграции, но окончательно не приняли

Документ будет доработан с учетом ряда предложений сторон.

Лидеры стран ЕАЭС в основном одобрили стратегические направления развития интеграции до 2025 года, но окончательно не приняли. Документ будет доработан с учетом ряда предложений сторон. Такое решение принято по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло в формате видеоконференции под председательством Президента Беларуси Александра Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Интересно, что в самом начале Александр Лукашенко предложил коллегам отойти от изначально предусмотренного протокола проведения мероприятия, сделав его более компактным.

000020_63F69BF252091C2F4325856D003406C5_909779.jpg

В своем вступительном слове Александр Лукашенко отметил, что названный документ является главным вопросом в повестке дня саммита. "Это одновременно и план действий по углублению отношений, и своего рода поворотный пункт на пути восстановления и повышения темпов развития экономик наших стран", - сказал он.

Подготовка документа шла сложно, но в целом сторонам удалось выйти на согласованные решения по всем направлениям углубления интеграции. В этой связи белорусский лидер поблагодарил участников за конструктивный подход. "Неурегулированным остается вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус", - заметил белорусский лидер.

Он также отметил, что текущая ситуация в мире и на постсоветском пространстве находится в постоянной динамике. Несмотря на это, очевидно, что ее восприятие в большинстве стран начинает кардинально меняться: "Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь-нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики".

Александр Лукашенко подчеркнул, что крайне важно найти пути сохранения в странах сельскохозяйственных и промышленных отраслей, одновременно приняв все меры по защите людей. "Надеемся, что Россия как локомотив нашего интеграционного объединения будет соотносить принимаемые меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран", - сказал глава государства.

000020_63F69BF252091C2F4325856D003406C5_325500.jpg

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович отметил, что во время обсуждения и подготовки документа на различных уровнях был очень широкий разброс мнений. Обсуждались не только те вопросы, которые вошли в стратегию, но и ряд других. "То, что удалось согласовать, это компромисс", - сказал он. Единственным не урегулированным оставался вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. На этом вопросе в том числе акцентировалось внимание во время выступлений на саммите лидеров стран интеграционного объединения.

Ранее заместитель премьер-министра Игорь Петришенко в интервью газете "Звязда" пояснял позицию Беларуси по установлению тарифов на транзит газа в ЕАЭС при формировании общего рынка газа союза. В этом вопросе страна выступает за применение единых подходов. Кроме того, о наличии нерешенных проблем в сфере энергетики и цен на энергоресурсы совсем недавно откровенно говорил Президент Беларуси во время видеоконференции с лидерами ЕАЭС в середине апреля.

Кроме того, ряд вопросов, которые необходимо дополнительно проработать, обозначил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он также предложил не спешить с принятием этого знакового документа, тщательно доработать и принять в последующем. Возможно, и в очном формате.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в связи со сложившейся ситуацией предложил одобрить подготовленный документ в целом. "Он не имеет срочных к реализации предложений. Это стратегия. Поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение. За ним будут следовать конкретные переговоры", - отметил белорусский лидер.

000019_DC0FA1EEEFC324EA4325856D002CF034_498244.jpg

Соответственно, было предложено в целом одобрить проект документа и одновременно отправить на доработку, обсудив его в другом формате и в другое время. Эти подходы были поддержаны участниками заседания.

000020_63F69BF252091C2F4325856D003406C5_32950.jpg

Предполагалось, что Высший Евразийский экономический совет утвердит стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года. "Перечень мер и механизмов (330 позиций), заложенных в документ, фактически является дорожной картой развития интеграции. Его выполнение предусматривает дальнейшую разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС", - сообщали ранее в ЕЭК.

Всего во время саммита главы государств приняли решения по 10 вопросам. В частности была рассмотрена заявка Кубы на получение статуса страны - наблюдателя при ЕАЭС. Высший Евразийский экономический совет решил, что перед этим необходимо провести дополнительные консультации с Гаваной. ЕЭК также было поручено подготовить обоснование для предоставления Кубе статуса государства-наблюдателя.

000020_63F69BF252091C2F4325856D003406C5_807797.jpg

Президенты на заседании одобрили протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, уточнив механизм формирования кадрового состава ЕАЭК, обсудили итоги международной деятельности в прошлом году и утвердили основные ориентиры макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2020-2021 годы. Этот документ содержит совместные и национальные кратко- и среднесрочные меры, направленные на дальнейшее улучшение в странах экономической ситуации, сдерживание негативного влияния и минимизацию экономических последствий от внешних шоков, связанных с пандемией коронавируса. В частности предусматривается оказание кредитного содействия Евразийским фондом стабилизации и развития, совместная работа с Евразийским банком развития.

На саммите была рассмотрена реализация принятой еще в 2015 году программы поэтапной реализации каботажных перевозок. Главы государств поручили правительствам продолжить реализацию мероприятий, а ЕЭК - мониторить работу в этом направлении. Президенты также утвердили годовой отчет Евразийской экономической комиссии за 2019 год о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.

Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета планируется провести в октябре - ноябре в Минске в очном формате. Эту инициативу Президента Беларуси поддержали остальные участники заседания. "С учетом председательства Беларуси в ЕАЭС я очень рассчитываю на проведение встречи глав государств - членов ЕАЭС в очном формате и предложил бы ее провести в Минске в то время, когда вы сможете приехать", - отметил Александр Лукашенко.

Глава государства добавил, что его инициатива не исключает при необходимости организацию заседания совета в формате видеоконференции до того, как состоится очная встреча.

Единый рынок энергоресурсов должен стать одной из основ интеграции в ЕАЭС - Никол Пашинян

000020_1589877550_391416_big.jpg


Единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ интеграции в Евразийском экономическом союзе. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании Высшего Евразийского экономического совета.

"В условиях глобальных экономических вызовов, перед которым мы все сегодня стоим, необходимость скорейшего формирования общего рынка газа для Армении ощущается особенно остро. Как не раз мною было отмечено, единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции. Без него невозможен качественный прогресс интеграционных процессов. Без него невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза", - подчеркнул Никол Пашинян.

Он отметил особое значение для Армении развития сотрудничества в ЕАЭС. "Более чем уверен, что мы должны укреплять наш союз и совершенствовать основополагающие институты интеграции. Мы должны доказать их состоятельность в период кризиса и быть готовыми совместно воспользоваться всеми экономическими возможностями, которые, очевидно, появятся в посткризисный период", - обратил внимание он.

В этом контексте, по его мнению, имеют особое значение Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, которые сегодня обсуждаются на заседании совета. "Убеждены, что направления сотрудничества, обозначенные в документе, будут способствовать подъему как интенсивности, так и инновационной привлекательности союза, повышению его конкурентоспособности и научно-производственного потенциала", - сказал Никол Пашинян.

Он подчеркнул, что в документе о стратегических направлениях развития экономической интеграции должен быть зафиксирован принцип применения единых подходов к цено- и тарифообразованию на общем рынке газа ЕАЭС, в том числе единых тарифов на услуги, оказываемые субъектом естественной монополии при транспортировке и транзите газа. "Наш союз должен стремиться к поэтапному достижению этой цели, что создаст благоприятную почву для качественно более глубокой экономической интеграции в рамках союза", - убежден премьер-министр.

Владимир  Путин: единый тариф на транзит газа в ЕАЭС может быть введен лишь при едином бюджете и налогообложении

000021_1589879055_391423_big.jpg

Единый тариф на транзит газа в Евразийском экономическом союзе может быть введен лишь при едином бюджете и налогообложении. С такой позиции выступил сегодня Президент России Владимир Путин на заседании Высшего Евразийского экономического совета.

"Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения. Столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут. Мы с вами хорошо это знаем, - сказал Владимир Путин. - А пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал. Это обычная мировая практика".

Страны ЕАЭС подготовили проект Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. По словам Президента России, подписать документ мешает лишь расхождение мнений по одному вопросу - тарифам на транспортировку газа. "Имеется формула, которую поддерживают три страны - Россия, Казахстан и Кыргызстан. Ее суть в том, что подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее, на переговорах о формировании рынка ЕАЭС. Эту формулу пока не принимают наши армянские и белорусские коллеги, у них своя точка зрения. Если бы они могли согласиться с ней, то других препятствий на пути одобрения стратегии не осталось бы вообще", - сказал глава российского государства.

"Если позиция наших армянских и белорусских друзей останется без изменения, то, наверное, было бы логично вообще исключить пункт по газу из проекта стратегии, чтобы одобрить ее. Обсуждение подходов к ценообразованию на газ можно продолжить по линии экспертов государств-членов и Евразийской экономической комиссии", - предложил Владимир Путин.

Как сообщалось, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время заседания предложил отсрочить утверждение Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. По словам казахстанского лидера, необходимо дополнительно обсудить ряд вопросов и принять документ уже во время очной встречи, которая рано или поздно состоится. "В целом поддерживая идею его принятия, тем не менее полагаю, что существуют некоторые вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения и проработки. Учитывая особую важность этого документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять в ходе очной встречи. Рано или поздно мы ведь увидимся друг с другом", - сказал он.

Президент Казахстана предложил отсрочить утверждение стратегических направлений развития евразийской интеграции

000020_1589877374_391413_big.jpg

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил отсрочить утверждение Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Об этом он заявил сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции.

По словам казахстанского лидера, необходимо дополнительно обсудить ряд вопросов и принять документ уже во время очной встречи, которая рано или поздно состоится. "В целом поддерживая идею его принятия, тем не менее полагаю, что существуют некоторые вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения и проработки. Учитывая особую важность этого документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять в ходе очной встречи. Рано или поздно мы ведь увидимся друг с другом", - сказал Президент Казахстана.

Он считает крайне важным завершить строительство мощного фундамента для движения вперед, то есть на практике обеспечить движение товаров без барьеров и ограничений, строить единый рынок услуг, готовиться к общему энергетическому и финансовым рынкам.

Говоря о блоке социально-гуманитарных отношений, Касым-Жомарт Токаев выразил мнение, что рассмотрение этих вопросов в пятистороннем формате с привлечением Евразийской экономической комиссии может затруднить их практическую реализацию. "Включение в полном объеме таких вопросов, как здравоохранение, образование, наука, в сферу компетенции ЕЭК может существенно поменять ее экономическую направленность. Другими словами, будет противоречить сути Договора о создании ЕАЭС. Считаю, что по данным направлениям следует двигаться в пределах того, что заложено в проекте стратегических направлений. Рассматривать их как отрасль экономики, без искусственного расширения и углубления в дальнейшем", - отметил Президент Казахстана.

Касым-Жомарт Токаев также считает, что интеграционная работа должна учитывать особенности национальной правовой системы и исходить из принципа необходимой достаточности при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств. В этой связи он высказал мнение, что предлагаемые в стратегии меры по гармонизации и унификации законодательств в части установления правовой ответственности (административной и уголовной) в ряде таких отраслей, как таможенное дело, техническое регулирование, защита прав потребителей, пока не отвечает принципу разумной достаточности. "А это приведет к отторжению стратегии национальным общественным мнением, поскольку стратегия ограничивает суверенные права правительств и парламентов. При этом надо учитывать, что в рамках имеющихся договоренностей между компетентными органами существует широкое поле для административного сотрудничества", - считает казахстанский лидер.

Он также считает необходимым аккуратно подходить к вопросу расширения полномочий Евразийской экономической комиссии, в частности в вопросе предоставления ей права участия в двусторонних переговорах государств - членов ЕАЭС с третьими странами по теме торговли услугами. "Другое дело, стороны должны информировать ЕЭК о договоренностях с третьими странами, а в отдельных случаях просить представителей комиссии оказать консультационную помощь в подготовке переговоров, обмениваться опытом и полезной информацией", - сказал Касым-Жомарт Токаев.

"Мы планируем принять важный стратегический документ, который определит развитие Евразийского экономического союза на ближайшую пятилетку. По сути, это большое историческое событие, которое требует тщательной подготовки со всех сторон, будь это содержание самого документа или организационно-протокольное оформление, или информационное сопровождение", - заявил Президент Казахстана.

Он отметил, что представители ЕЭК на днях уже анонсировали принятие стратегии главами государств. "Думаю, что это неуместное забегание вперед. Мы знаем такие случаи, когда проявляется чрезмерное честолюбие некоторых представителей Евразийской экономической комиссии: дескать, мы подготовили документ, а дело президентов принять. Думаю, что мы должны воспользоваться правом глав государств обсудить этот документ дополнительно, чтобы не допустить впредь ошибок", - резюмировал Касым-Жомарт Токаев.

Александр Лукашенко: восприятие текущей ситуации в большинстве стран начинает кардинально меняться

000019_1589876252_391408_big.jpg

Текущая ситуация в мире и на постсоветском пространстве находится в постоянной динамике. Несмотря на это, очевидно, что ее восприятие в большинстве стран начинает кардинально меняться, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня во время заседания Высшего Евразийского экономического совета в узком составе.

"Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь-нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики", - подчеркнул белорусский лидер.

Он отметил, что все чаще звучат самые негативные прогнозы экспертов для отдельных государств и даже континентов на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из наиболее особых проблем они называют вопрос обеспечения населения продовольствием. "Поэтому сегодня нам крайне важно найти пути сохранения сельскохозяйственных и промышленных отраслей наших стран, одновременно приняв все меры по защите людей", - заявил Александр Лукашенко.

"Надеемся, что Россия как локомотив нашего интеграционного объединения будет соотносить принимаемые меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран", - добавил глава государства.

Касым-Жомарт Токаев: объем финансирования не должен быть основным критерием для формирования штата ЕЭК

000020_1589877851_391417_big.jpg

 Объем финансирования, выделяемый каждой из стран Евразийского экономического союза, не должен быть основным критерием для формирования штата Евразийской экономической комиссии. Об этом Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции.

Казахстанский лидер не считает оптимальной систему квотирования числа сотрудников штата ЕЭК от каждой из стран. По его словам, гражданам ЕАЭС следует предоставить равный доступ для работы в комиссии, прежде всего исходя из профессиональных компетенций.

По словам Касым-Жомарта Токаева, желание и возможность сторон передавать наднациональные компетенции комиссии напрямую зависит от ее профессионализма, состоятельности и умения защитить интересы всех стран-участниц. "Фундаментальным вопросом является доверие правительств, парламентов и, самое главное, обществ. Критически важно понимание гражданами и бизнесом каждой страны того, что решение важных и насущных вопросов - от таможенных пошлин до ветеринарной безопасности - происходит с учетом их интересов. Поэтому так важен вопрос формирования кадрового состава ЕЭК", - подчеркнул он.

Казахстанский лидер напомнил, что договором о союзе предусмотрена равная представленность должностных лиц в комиссии. "Речь идет о директорах или замдиректорах департаментов. Однако отбор на занятие исполнительских должностей в комиссии осуществляется с учетом долевого участия сторон в финансировании комиссии", - констатировал Касым-Жомарт Токаев. Он подчеркнул, что Казахстан изначально выступал против такого подхода, однако в интересах подписания договора о союзе позиция казахстанской стороны в свое время была смягчена.

"Считаю, что квотирование - распределение сотрудников граждан наших стран по процентам - не полезно для нашего общего дела. Как это принято во всех международных организациях, объем финансирования комиссии не должен служить основным критерием для формирования штата наднационального органа. Если мы действительно хотим, чтобы ЕЭК воспринималась в качестве общего наднационального органа, следует предоставить равный доступ для работы в ней гражданам каждого из государств союза, базируясь прежде всего на профессиональных качествах сотрудников", - считает Президент Казахстана.

Молдова предлагает проработать механизм вовлечения стран-наблюдателей к реализации проектов в ЕАЭС

000020_1589879773_391429_big.jpg

 Президент Молдовы Игорь Додон на заседании Высшего Евразийского экономического совета выступил с предложением проработать вопрос о механизмах и инструментах вовлечения стран-наблюдателей к реализации совместных программ и проектов в ЕАЭС.

"Мы видим, что все больше стран хотят присоединиться к этому новому и перспективному интеграционному проекту на просторах СНГ", - сказал Президент. Он напомнил, что Молдова два года назад получила статус наблюдателя в ЕАЭС, которым успешно пользуется, и хотела бы расширить свое участие в проектах и программах союза. В этой связи он предложил предусмотреть механизм такого участия для стран-наблюдателей.

"Мы твердо намерены углублять наше взаимодействие с Евразийским экономическим союзом и расширять повестку сотрудничества. Речь идет об участии Молдовы в ряде общих программ и проектов государств - членов союза. Особый интерес представляют проекты сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности стран ЕАЭС", - отметил Игорь Додон.

По его словам, Молдова, например, готова подключиться к проектам в агропромышленной сфере не только в части прямых поставок продукции, но и путем создания совместных производств, формирования производственных цепочек.

Высокий интерес страны к сотрудничеству с ЕАЭС связан с привлекательной экономической повесткой союза, с обеспечением в нем свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Президент Кыргызстана предложил сформировать фонд развития ЕАЭС

000020_1589880196_391430_big.jpg

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложил сформировать фонд развития ЕАЭС.

"Наша инициатива о создании Института развития ЕАЭС отражена в декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов. Однако эти предложения не были включены в проект стратегии до 2025 года. В этой связи еще раз хочу отметить необходимость создания финансового института в рамках союза как фонда развития ЕАЭС", - сказал Сооронбай Жээнбеков.

По его словам, в проекте Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции не отражены и некоторые другие инициативы. "Считаю необходимым доработать проект документа", - добавил Президент Кыргызстана.

Страны ЕАЭС проведут дополнительные консультации с Кубой перед предоставлением ей статуса наблюдателя

000020_1589881767_391442_big.jpg

Страны Евразийского экономического союза проведут дополнительные консультации с Кубой перед предоставлением ей статуса государства - наблюдателя при объединении. Такое решение принято сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось в формате видеоконференции.

Как рассказал на заседании председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, Куба проявляет очень большой интерес к сотрудничеству с ЕАЭС практически с момента создания объединения. С 2018 года кубинское правительство сотрудничает с ЕЭК на основе меморандума о взаимопонимании. Вопрос о предоставлении стране статуса наблюдателя обсуждался комиссией уже дважды.

"Беларусь, Кыргызстан и Армения согласны на предоставление Кубе статуса наблюдателя. Казахстан высказался за проведение дополнительных консультаций с кубинской стороной. Россия также предложила провести консультации, чтобы уточнить все аспекты", - сказал Михаил Мясникович.

Во время саммита президенты Казахстана и России пояснили свои позиции. По мнению Президента Казахстана, у Гаваны пока нет полного понимания о статусе и правах государства - наблюдателя при ЕАЭС. К тому же, считает он, необходимо в целом разработать критерии к статусу наблюдателя, чтобы у стран не возникало иллюзий, что с его получением они могут претендовать на все привилегии и льготы в ЕАЭС. "Надо четко расчертить права и обязанности, как во всех международных организациях", - добавил Касым-Жомарт Токаев.

Владимир Путин отметил, что Россия в целом поддерживает заявку Кубы, но хочет понять ожидания кубинских друзей от получения статуса наблюдателя при ЕАЭС.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!