В Беларуси повышается пенсионный возраст (ДОПОЛНЕНО)

Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения". Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского лидера.
Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.
В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.
Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.
– Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно – ежегодно на 6 месяцев – повышается для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов?
– Противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент – демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет – и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем –таковы прогнозы экспертов.
– Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?
– Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.
За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тысяч (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 миллиона 354 тысячи таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 миллионов 445 тысяч – это плюс 90 тысяч человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств – порядка 3,5 процента от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м – 5,2 процента, в 2020-м – 6,9 процента, а в 2030-м – почти 20 процентов.
Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тысяч человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тысячи новых пенсий, из них 104,8 тысячи пенсий по возрасту. Для простоты счета – в год назначается более 100 тысяч пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина – на год позже.
– Многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг...
– Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года – в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года – в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года – в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года – в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года – в 58/63 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.
– Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года – для женщин, 58 лет – для мужчин, а в последующие годы?
– По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.
В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста – контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.
– А сохранятся ли пенсионные льготы?
– Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.
– Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?
– Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 миллиона человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6 процента). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).
– По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?
– Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом, что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.
Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.
Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.
Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40 процентов. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня – менее 1 процента.
– Обратная сторона социальных гарантий – нагрузка на экономику.
– Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой – была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.
Многое уже сделано. Скажу больше – уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше». И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.
Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход – создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.
Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.
В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается.
Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, – с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения. При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.
На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.
Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, – в 6,1 раза.
Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7–1,8 раза.
– Принятых мер оказалось недостаточно?
– Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6 процента в 1960 году почти до 25 процентов в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30 процентов. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5–1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста). Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году – уже 78.
Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин – на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.
Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин – 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет – 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин – 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста – 26 лет, для достигших 60 лет – 21,8 года, для достигших 70 лет – еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.
С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий – без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.
Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.
В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.
Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.
– Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно – ежегодно на 6 месяцев – повышается для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов?
– Противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент – демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет – и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем –таковы прогнозы экспертов.
– Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?
– Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.
За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тысяч (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 миллиона 354 тысячи таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 миллионов 445 тысяч – это плюс 90 тысяч человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств – порядка 3,5 процента от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м – 5,2 процента, в 2020-м – 6,9 процента, а в 2030-м – почти 20 процентов.
Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тысяч человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тысячи новых пенсий, из них 104,8 тысячи пенсий по возрасту. Для простоты счета – в год назначается более 100 тысяч пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина – на год позже.
– Многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг...
– Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года – в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года – в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года – в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года – в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года – в 58/63 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.
– Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года – для женщин, 58 лет – для мужчин, а в последующие годы?
– По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.
В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста – контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.
– А сохранятся ли пенсионные льготы?
– Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.
– Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?
– Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 миллиона человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6 процента). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).
– По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?
– Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом, что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.
Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.
Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.
Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40 процентов. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня – менее 1 процента.
– Обратная сторона социальных гарантий – нагрузка на экономику.
– Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой – была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.
Многое уже сделано. Скажу больше – уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше». И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.
Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход – создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.
Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.
В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается.
Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, – с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения. При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.
На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.
Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, – в 6,1 раза.
Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7–1,8 раза.

– Принятых мер оказалось недостаточно?
– Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6 процента в 1960 году почти до 25 процентов в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30 процентов. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5–1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста). Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году – уже 78.
Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин – на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.
Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин – 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет – 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин – 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста – 26 лет, для достигших 60 лет – 21,8 года, для достигших 70 лет – еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.
С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий – без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.