Гродненская мастерица делает уникальные «гарадзенскія пісанкі»

Гродненская мастерица делает уникальные «гарадзенскія пісанкі»

Марина Еремчик – единственный в Беларуси мастер, который работает в технике «аппликация косыми срезами»

«Яйца Фаберже», пожалуй, это самое подходящее сравнение для изделий Марины Еремчик. Есть в ее писанках и ювелирная точность, и изысканность узоров, созданных при помощи «белорусского золота» – соломки, и уникальность. Последняя заключается в том, что Марина – единственный в Беларуси мастер, который работает в технике «аппликация косыми срезами».

Если рассматривать фотографии, то можно предположить, что завитки на яйцах выполнены в технике квиллинг, когда скручиваются в спиральки тонкие полоски бумаги. Мастер признается, что и сама некоторое время не знала, как правильно назвать свою технику – инкрустация, аппликация или как-то еще. Определение дала минский искусствовед Татьяна Репина. В книге, посвященной аппликации соломкой, она рассказывает об уникальном гродненском мастере Марине Еремчик и называет ее авторскую технику «аппликация косыми срезами».

– Соломка разрезается на тоненькие «шайбочки», но не перпендикулярно, а под углом. Таким образом они получаются продолговатыми, – поясняет Марина Яновна. – Соломка бывает разного диаметра, поэтому элементы отличаются друг от друга. Именно с этой техникой меня приняли в Союз мастеров народного творчества, который возглавляет Евгений Сахута.

Любят работы Марины Еремчик и охотно покупают поляки. Они знают, что такое «гарадзенскія пісанкі» и специально приходят на выставку, когда наши мастера приезжают в Польшу.

Перед тем как освоить новую для себя технику, Марина Еремчик училась работать  с соломкой, создавая картины. Одна из них – «Девушка-осень» – в прошлом году на республиканском конкурсе библиотекарей заняла первое место. В какой-то момент мастер увлеклась украшением пасхальных яиц. Сегодня признается, что первые работы далеки от  совершенства. Со временем набила руку, подобрала хорошие инструменты, качественный итальянский акрил, который дает глубокий бархатный цвет…

– В этом году отказалась от рисунка по сегментам, попробовала сделать его в виде кружева. Это очень красиво и интересно, – делится Марина Яновна. –  Узоры не повторяются, потому что  я не  создаю эскизов и не продумываю рисунок заранее. Как рука поведет, как соломка ляжет, так и делаю. Стараюсь только, чтобы все было ровно. Кстати, сами яйца далеко не идеальной формы!

Рассматривая готовые писанки, обнаруживаю, что некоторые из них более крупные. Марина Яновна поясняет, что они тоже из куриных яиц, только с двумя желтками. Их, как только появляются, покупает десятками. Особенно накануне Пасхи. В это время в доме не бьется ни одно яйцо, все  только выдуваются, чтобы скорлупа оставалась целой.

Как у любого материала, у соломки есть свои секреты:

–  Лучше  всего брать соломку из ржи, – делится Марина Яновна. – Тритикале, которую у нас сеют, для картин не годится, потому что быстро ломается и не утюжится. А вот для аппликации яиц в самый раз – благодаря твердости ее можно резать под любым углом. Овсяная и пшеничная солома очень мягкая. Хотя по тону интереснее: у овса розоватый оттенок, у пшеницы – бело-зеленый.
http://grodnonews.by/uploads2/faberze_1.jpg

http://grodnonews.by/uploads2/faberze_2.jpg
В читальном зале библиотеки Гродненского государственного медицинского  университета, где работает Марина Еремчик, есть еще один пример творчества мастера – спускающиеся с потолка соломенные  рамки с яйцами. Марина Яновна говорит, они очень успокаивают – смотришь, как неспешно крутится рамка и обо всех невзгодах забываешь. К Пасхе с гродненским мастером Еленой Сидякиной сделали серию  открыток с соломкой. А не так давно Марина Яновна оформляла стеклянные бутылки и вазу, тоже получилось красиво.
http://grodnonews.by/uploads2/faberze_4.jpg
– Если человек умеет что-то делать своими руками, ему все под силу. Просто нужно найти свой материал – кожу, лозу, бумагу или, как я, соломку –  наше «белорусское золото».