Интервью с минским режиссером театра без труппы

26–27 октября в Гродненском областном драматическом театре спектакли «Вероника решает умереть», «Чорт і баба» и «Карлик Нос» покажет Камерный драматический театр из Минска. Зрителям обещают интереснейшие постановки, игру лучших столичных актеров. Мало кто знает, что особенность театра Натальи Башевой – в отсутствии постоянной труппы. В антрепризном театре для каждой постановки собирается новый состав актеров, работающих в разных театрах. Накануне гастролей – наш разговор с Натальей о работе, сказках для взрослых и беседах о смысле жизни с детьми.
– Наталья Олеговна, с чего начинался ваш театр?
– Мы официально существуем пять лет. Начинали как камерный духовный театр при Издательстве Белорусского Экзархата с проектов социальных, духовно-просветительских – сейчас это одно из направлений. Например, у нас есть проект «Сила жизни» – небольшой спектакль на заданную социальную проблему: наркомания, СПИД, суициды, ранние аборты…
– И каково это – быть художественным руководителем театра, где нет труппы?
– Конечно, сложности есть, и их много. Потому что у всех разные области деятельности и места работы. Сложнее всего собраться на репетиции, ведь параллельно они у каждого свои. Но эти минусы нивелируются огромными плюсами. На каждый проект собираются именно те люди, которые нужны, которые идеальны именно для этого спектакля, этого возраста или для этого направления. В целом в театре сотрудничают около 50 актеров. Конечно, обычные театры важны – без преувеличения. Но там – я более 20 лет проработала в государственных – есть свои минусы. Допустим, труппа 20, 40 человек. Пригласить другого актера нельзя, ведь есть свои.
– Вы долгое время возглавляли Театр юного зрителя. Каким, на ваш взгляд, должен быть театр для детей?
– Театр для детей должен быть семейным. Нельзя позволять загонять детей в залы насильно: после школы, голодных, занятых чем-то другим. Культпоходы должны быть подготовлены, должны развивать ребенка, а не убивать его любовь к театру.
Всегда приветствую, когда в театр приходит семья. Потому что театр для детей – это прежде всего возможность задавать вопросы и вместе отвечать на них. Хотим мы или нет, но мы, выходя на сцену, учим детей.
– Ставить детские спектакли сложнее?
– Мое жизненное кредо – для детей надо ставить лучше, серьезнее, ответственнее. Потому что дети не умеют, еще не научились врать. Взрослый сидит на спектакле, хотя ему и не нравится. Потом из вежливости хлопает. Или в худшем случае встанет и тихонечко уйдет. А ребенок не так: ему не нравится, он шумит. Это замечательно! А мы заставляем сидеть тихо, потом хотим, когда он вырастает, чтобы он думал, фантазировал, брал на себя ответственность…
Я детский режиссер, и это одно из моих любимых направлений. Поэтому даже если ставлю спектакль для взрослых, все равно о радости, чудесах…
– «Вероника…» тоже?
– Да. Это один из моих любимых спектаклей. Он дорог мне, потому что Пауло Коэльо помогает правильно задавать вопросы и размышлять над ними. Заметьте: не отвечать на них – мы не всегда можем однозначно ответить на вопросы, но размышлять мы должны. И Коэльо очень позитивный автор. У него всегда есть выход, свет в конце тоннеля. Мне кажется, его популярность в том, что он простым языком излагал известные догмы, без которых мы не можем жить. Догма часто ассоциируется со словом «скучно», «надо». А Коэльо их переводил на современный, простой и понятный язык.
– Какая вам догма ближе всего?
– У него есть замечательные слова, которые говорит доктор Игорь: Господь Бог на земле не создал ни одного одинакового листика на деревьях, нет ни одной одинаковой травинки. Поэтому каждый человек индивидуален, каждый человек, пришедший в этот мир, несет свою неповторимую значимость.
– Перед детьми можно ставить такие серьезные вопросы?
– Как поговорить с пятилетним ребенком о смысле жизни? Очень редкие это делают. Главное – накормить, одеть, выучить, дать профессию и выпустить в жизнь. Ценности современного мира – потребительские. Какое тут духовное развитие? А сейчас бьют в колокола.
«Вероника» о смысле жизни, вере в чудо. В то, что твоя жизнь кому-то нужна. И что она может принести не просто пользу, но и радость. Потому что мы в этот мир приходим с единственной целью – радоваться и радовать других. Иначе смысла в жизни нет. И «Карлик нос» – именно об этом. Неважно, сколько тебе лет, неважно, что ты вырос и стал взрослым «дядькой» или «теткой». Если ты веришь в чудо, чудо обязательно происходит. Но чудо – это не волшебная палочка, а прежде всего вера в то, что я смогу с этим справиться, смогу отдать…
– Наталья Олеговна, с чего начинался ваш театр?
– Мы официально существуем пять лет. Начинали как камерный духовный театр при Издательстве Белорусского Экзархата с проектов социальных, духовно-просветительских – сейчас это одно из направлений. Например, у нас есть проект «Сила жизни» – небольшой спектакль на заданную социальную проблему: наркомания, СПИД, суициды, ранние аборты…
– И каково это – быть художественным руководителем театра, где нет труппы?
– Конечно, сложности есть, и их много. Потому что у всех разные области деятельности и места работы. Сложнее всего собраться на репетиции, ведь параллельно они у каждого свои. Но эти минусы нивелируются огромными плюсами. На каждый проект собираются именно те люди, которые нужны, которые идеальны именно для этого спектакля, этого возраста или для этого направления. В целом в театре сотрудничают около 50 актеров. Конечно, обычные театры важны – без преувеличения. Но там – я более 20 лет проработала в государственных – есть свои минусы. Допустим, труппа 20, 40 человек. Пригласить другого актера нельзя, ведь есть свои.
– Вы долгое время возглавляли Театр юного зрителя. Каким, на ваш взгляд, должен быть театр для детей?
– Театр для детей должен быть семейным. Нельзя позволять загонять детей в залы насильно: после школы, голодных, занятых чем-то другим. Культпоходы должны быть подготовлены, должны развивать ребенка, а не убивать его любовь к театру.
Всегда приветствую, когда в театр приходит семья. Потому что театр для детей – это прежде всего возможность задавать вопросы и вместе отвечать на них. Хотим мы или нет, но мы, выходя на сцену, учим детей.
– Ставить детские спектакли сложнее?
– Мое жизненное кредо – для детей надо ставить лучше, серьезнее, ответственнее. Потому что дети не умеют, еще не научились врать. Взрослый сидит на спектакле, хотя ему и не нравится. Потом из вежливости хлопает. Или в худшем случае встанет и тихонечко уйдет. А ребенок не так: ему не нравится, он шумит. Это замечательно! А мы заставляем сидеть тихо, потом хотим, когда он вырастает, чтобы он думал, фантазировал, брал на себя ответственность…
Я детский режиссер, и это одно из моих любимых направлений. Поэтому даже если ставлю спектакль для взрослых, все равно о радости, чудесах…
– «Вероника…» тоже?
– Да. Это один из моих любимых спектаклей. Он дорог мне, потому что Пауло Коэльо помогает правильно задавать вопросы и размышлять над ними. Заметьте: не отвечать на них – мы не всегда можем однозначно ответить на вопросы, но размышлять мы должны. И Коэльо очень позитивный автор. У него всегда есть выход, свет в конце тоннеля. Мне кажется, его популярность в том, что он простым языком излагал известные догмы, без которых мы не можем жить. Догма часто ассоциируется со словом «скучно», «надо». А Коэльо их переводил на современный, простой и понятный язык.
– Какая вам догма ближе всего?
– У него есть замечательные слова, которые говорит доктор Игорь: Господь Бог на земле не создал ни одного одинакового листика на деревьях, нет ни одной одинаковой травинки. Поэтому каждый человек индивидуален, каждый человек, пришедший в этот мир, несет свою неповторимую значимость.
– Перед детьми можно ставить такие серьезные вопросы?
– Как поговорить с пятилетним ребенком о смысле жизни? Очень редкие это делают. Главное – накормить, одеть, выучить, дать профессию и выпустить в жизнь. Ценности современного мира – потребительские. Какое тут духовное развитие? А сейчас бьют в колокола.
«Вероника» о смысле жизни, вере в чудо. В то, что твоя жизнь кому-то нужна. И что она может принести не просто пользу, но и радость. Потому что мы в этот мир приходим с единственной целью – радоваться и радовать других. Иначе смысла в жизни нет. И «Карлик нос» – именно об этом. Неважно, сколько тебе лет, неважно, что ты вырос и стал взрослым «дядькой» или «теткой». Если ты веришь в чудо, чудо обязательно происходит. Но чудо – это не волшебная палочка, а прежде всего вера в то, что я смогу с этим справиться, смогу отдать…