Александр Лосминский – о телевидении из фото, магии ракурса и большой любви фотоклуба «Гродно» к родному городу

Александр Лосминский – о телевидении из фото, магии ракурса и большой любви фотоклуба «Гродно» к родному городу

Интервью с заслуженным журналистом Белорусского союза журналистов лауреатом Книги Славы города Гродно Александром Лосминским.

Интервью с известным мэтром нашей профессии, заслуженным журналистом Белорусского союза журналистов, академиком Евразийской академии телевидения и радио, лауреатом Книги Славы города Гродно Александром Лосминским делать не просто. Тем более говорить не о его жизни на ТВ, где он сам был мастером интервью, а о его увлечении фотографией. Поводом стало октябрьское постановление Министерства культуры о подтверждении народному фотоклубу «Гродно», который Александр Иосифович возглавляет много лет, звания «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь». Мой первый вопрос Александр Иосифович встретил с улыбкой…

– Что для Вас, телевизионного человека, всю жизнь отдавшего ТВ, фотография? 

– Фотографией я увлекся еще в школе в 7 классе. Причем снимать и писать начал одновременно. Был юнкором республиканской детской газеты «Зорька», а старшеклассником окончил вечерние курсы рабкоров (были такие!) при газете «Гродзенская праўда». Она же дала мне направление на журфак БГУ. На телевидении фотография заложена в самой его природе, как и в кино. Мало кто сегодня знает, что многие выпуски новостей на Гродненском телевидении состояли из блоков черно-белых фотографий – 5–7 на новость. Кино в начале 70-х годов только появлялось, а о видео даже не мечтали. На событийные съемки отправлялись редактор и фотокор. Я же попытался это совместить в одном лице, когда пришел с новеньким дипломом на ТВ. Кстати, и моя дипломная работа на журфаке так и называлась «Фотография на телевидении».

– Александр Иосифович, как и когда родился в нашем городе фотоклуб «Гродно»? 

– Почти полвека назад именно газета «Гродзенская праўда» дала старт народному фотоклубу «Гродно», и это факт. Небольшое объявление в одном из сентябрьских выпусков издания приглашало фотолюбителей города 3 октября 1972 года собраться в Доме народного творчества на организационное собрание по созданию фотоклуба. Я писал в Гродно свою дипломную работу, тоже прочитал объявление и был там. Но лучше об этом расскажет организатор и участник тех событий, бывший директор областного Дома народного творчества, известный композитор Марк Александрович Копп. Он подарил клубу свои письменные воспоминания. Процитирую.
«На объявление пришло довольно много людей разных профессий с фотоаппаратами. Главенствовали именитые фотокоры «Гродненской Правды» Виктор Костин и Александр Кравченко. Остальные были просто фотолюбителями – рабочие, инженеры, студенты и много музыкантов. Все хотели общения и постижения азов таинственного для многих искусства фотографии. Поскольку представителей музыкальной общественности было больше, первым председателем клуба избрали Владимира Васильева, преподавателя музпедучилища. И решили начать со «смотра» своих сил – организации фотовыставки новорожденного фотоклуба».

0W1A9263.JPG

– Где была эта выставка, Вы тоже в ней участвовали?

– В большом фойе кинотеатра «Гродно» на Советской, где сейчас молодежный центр. Опыта в таких мероприятиях не было, много советовались друг с другом: что показать? Каждый автор почти месяц готовился как мог: печатали фото разных размеров, клеили их в основном на фанеру. Курьезом вспоминаются уроки кадрирования при развеске, когда наши опытные фотокоры советовали убрать лишнее с фотографии – они линейкой отрисовывали нужный кадр, затем выставочный снимок на фанере обрезали обычной ножовкой. Сегодня над этим можно посмеяться. Еще нужно было проявить чудеса эквилибристики – подвесить работу на нитях с помощью шаткой лестницы на стену почти пятиметровой высоты. Но все получилось, выставка состоялась.

– Кого из пионеров фотодвижения Вы помните?
 
– В Советском Союзе фотоклубное движение активно развивали профсоюзы. Нас зарегистрировал и приютил Дом самодеятельного творчества Гродненского облсовпрофа. А базой, где мы собирались на свои традиционные четверги, стала выделенная нам комната во Дворце культуры текстильщиков. Через пару лет рядом создали учебную фотолабораторию. Там обсуждали работы коллег, знакомились со статьями тогда единственного доступного всем журнала «Советское фото», вместе изучали особенности фототехники. Уже тогда вырисовался костяк энтузиастов: инженер завода карданных валов Юрий Баринов, полиграфист Евгений Жук, эксперт-криминалист Борис Дианов, энергетик стеклозавода Вячеслав Ивчин, фотограф пединститута Владимир Сорокин, кинооператор ТВ Борис Мещеряков, студент-медик Виктор Павлов и, конечно, тогда еще молодой, а ныне известный микрохирург Владимир Радилович. Именно он, одержимый фотографией и отдававший ей все свободное время, после отъезда из города первого руководителя вскоре возглавил клуб. Вторую выставку под его патронатом и уже высокого уровня сумели организовать только через три года, в 1975 году. Она состоялась в выставочном зале на Ожешко, где затем клуб стал постоянно выставляться все эти годы. Уже тогда появились каталог экспозиции и яркий плакат. Именно Владимир Радилович вдохнул в клуб дух творчества и соревнования, учил образному видению кадра, помогал постигать тайны проявки фотопленок и фотопечати (о цифре тогда даже не мечтали, а фотография была исключительно черно-белой). При нем пришли в клуб сегодняшняя звезда белорусской фотографии, а тогда фотожурналист газеты «Высота» Наталья Дорош и прекрасный пейзажист Владимир Выдерко, работавший экономистом прядильно-ниточного комбината, а позднее фотокором «Гродненской правды», монтажник-высотник «Союзпроммонтажа» Михаил Анищенко, в котором в клубе проснулся фотографический талант.

0W1A9260.JPG

– А после председателем клуба стали Вы. Трудно было совмещать работу на телевидении и фотоклуб, да еще  на общественных началах?

– Сложно, очень сложно. ТВ отнимает все. О клубе мог думать только вечерами и в свободное время. Фотография была и остается до сих пор моей релаксацией. Благодарен судьбе, что сумел привлечь в помощники талантливых единомышленников, внесших свой важный вклад в развитие клуба и ставших клубными легендами. Владимир Билида в клубе с 1977 года, фотокор газеты «Высота». В конце 90-х, когда впервые появилась ставка директора фотоклуба и материально ответственного лица (я оставался художественным руководителем), Володя активно работал в этой должности. Он помогал оборудовать фотолабораторию и фотобиблиотеку, учил цветной фотографии, в которой достиг высот, возил коллег на международные фотопленэры, его фотографии и выставки притягивали внимание многих. Потом был Олег Петров, сотрудник лаборатории оптики физфака ГрГУ, в штате клуба с 1997 года. Появилась первая цифровая фототехника. Он быстро стал мастером фрагментов. А выставка «Территория цвета» прогремела на всю республику. Основанная им молодежная студия готовила настоящих фотохудожников. К сожалению, они оба рано ушли из жизни, но их выставки в золотом архиве клуба. Людмила Войда, преподаватель технологии фотошопа у университетских дизайнеров, продолжила дело предшественников. Прекрасный фотограф (ее фотовыставка «Свет и тени» тоже принесла славу клубу), она активно развивала международные связи. Ей удалось организовать в середине двухтысячных выставки клуба в Индии, Швеции и Норвегии, а также учить своих товарищей цифровым технологиям. 

– В 1983 году журнал «Советское фото» посвятил фотоклубу «Гродно» целый разворот. Там писали, что этот клуб особенный, у него своя эстетика и умение собирать коллекции совершенно новых фотографий со всего Союза. О такой рекламе тогда мечтали многие?

– В многолетней истории фотоклуба «Гродно», который сегодня играет важную роль в культурной жизни города и региона, много интереснейших фактов. Настоящим его брендом стали в 80-е годы четыре конкурсные фотовыставки «Мир современника», имевшие всесоюзный характер. Из 100 городов Советского Союза в Гродно приходили тысячи фотографий, из которых формировались интереснейшие выставки, а жюри из знаменитых фотографов и под эгидой журнала «Советское фото» награждало лучших. В самом городе сотни фотовыставок известных мастеров фотографии из года в год формировали фотографическую культуру, открывали новые имена и давали возможность всем гродненцам и в первую очередь членам клуба подсмотреть опыт, учиться видеть красоту.

0W1A9256.JPG

– Мы с Вами беседуем в уютном современном помещении клуба, где своя, известная выставками в городе фотогалерея, тысячи книг и журналов по фотографии, старые фотоаппараты. Любителям фотографии созданы все условия. А есть какая-то особая история, связанная с этим местом?

 – В 1981 году фотоклуб получил это помещение в подвале старинного дома 1895 года, которое было оборудовано своими силами. Помощь в материалах оказал тогдашний председатель колхоза «Прогресс» в Вертелишках Александр Иосифович Дубко, будущий губернатор и Герой Беларуси. Это была благодарность за фотовыставки, которые фотоклуб показывал в колхозном Доме культуры. Александр Дубко был не только прекрасным хозяйственником, но и большим любителем искусства. Никогда не забуду, как однажды за чаем здесь мы с ним обсуждали живопись эпохи Возрождения, в которой он был большим знатоком. Да, сегодня здесь наша фотогалерея и библиотека, архив выставок и электронная база фотографий всех участников клуба, видеотека десятков уроков ведущих фотографов мира. Это место общения и самореализации людей разного жизненного опыта, возраста и взглядов, но на протяжении уже почти полувека сотни людей, прошедших через школу гродненского фотоклуба, неизменно объединяет одно – тяга к фотографии и любовь к красоте, которую исповедует и воспитывает в них клуб.
Главной задачей объединения был и остается поиск талантливых людей и поддержка в продвижении их творчества. Выставки членов фотоклуба проходят не только в областном центре, но и по всей стране и даже за рубежом, для начинающих фотографов это отличная возможность заявить о себе, продемонстрировать свои умения и получить оценку своих работ как от любителей, так и от настоящих профессионалов фотографии. Меняются поколения, и радостно, что к нам идет учиться молодежь, хотя фотоаппарат сегодня есть в телефоне у каждого, каждый уже фотограф. Но здесь научат сделать первый шаг в художественную фотографию, расскажут о жанрах фотографии, постараются привить вкус, помогут в решении технических вопросов, в реализации творческих планов и идей. И пригласят участвовать в выставке. Сегодня в составе фотоклуба «Гродно» более 50 человек. Конечно, ковид мешает нашим встречам, в клубе жесткий масочный режим, переходим на видеообщение, но выставки готовим и открываем.

– Александр Иосифович, готовясь к встрече, я созвонилась с несколькими вашими коллегами. Как признается один из ветеранов клуба, ныне пенсионер, а в прошлом ведущий артист Гродненского облдрамтеатра и фотограф Александр Луценко, свою жизнь без коллектива фотоклуба ему представить уже невозможно. В ближайшее время он готовит очередную выставку. А сколько выставок и фотографий в архиве клуба?

– Сотни и тысячи. В том числе и старые, черно-белые, которые сейчас помогают оцифровывать мои коллеги. Архив дает возможность проследить тенденции фотолюбительского творчества в городе, увидеть, как хорошеет Гродно год от года. Ежегодно осенью в День города в Гродненском выставочном зале проходит традиционная выставка «Мгновения гродненской красоты».

Кстати, только что состоявшаяся экспозиция предлагала увидеть город с другой стороны, оценить по достоинству его обновления, красоту природы и архитектуры. Мы представили 170 фотографий 56 авторов. Семь из них дебютанты. Уже несколько раз в наших вернисажах принимает участие Татьяна Мотолянец, молодой фотокорреспондент «ГП», принявшая эстафету от своих предшественников. Фотоклуб сыграл большую роль в формировании ее навыков в мастерстве фотографии. 

0W1A9244.JPG

– Фотоклуб «Гродно» вступил в год своего полувекового юбилея. Каковы итоги деятельности за эти годы, что вы планируете? И кто сегодня в вашей команде?

– За годы своего существования народный фотоклуб «Гродно» организовал около 600 выставок в городе, стране, за рубежом, проведено множество мастер-классов и встреч с известными белорусскими и зарубежными фотографами, издано несколько десятков фотоальбомов, буклетов с работами членов клуба. В 2016 году народный фотоклуб, входящий в состав ГУ «Гродненский городской центр культуры», первым среди фотообъединений страны получил звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь». В начале этого месяца коллегия Министерства культуры вновь подтвердила это высокое звание, а это очень ответственно. Сейчас уже составляется план выставок нового юбилейного года, ведутся переговоры с зарубежными авторами. Выставок будет много и самых разных, но обязательно интересных и дарящих красоту.

0W1A9242.JPG

В составе фотоклуба в разное время блистали и продолжают радовать своим творчеством ветераны фотографии Наталья Дорош, Антон Лещинский, Владимир Выдерко, Светлана Нестеренко, Александр Луценко, Александр Дюрдь, Андрей Ветров и другие. Уже радует творчеством среднее поколение – Сергей Тарасюк, Мария Станиславич, Мария Завиновская, Николай Серебряков, Сергей Борушко, Алексей Саль. К ним каждый год присоединяются новые имена фотографов, влюбленных в фотографию и желающих обучаться у лучших мастеров, чтобы своим творчеством прославлять наш любимый Гродно.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»