«Божественная комедия» Сальвадора Дали добиралась до Гродно в отдельных вагонах. Эксперт: через 10 лет она может стоить 1 000 000 евро

В Новом замке открылась выставка гравюр Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Именно эти работы считаются лучшими творениями великого художника ХХ века в области книжной графики.

LRM_EXPORT_76367594334179_20190301_172620296.jpeg

– «Божественная комедия» в Беларуси уже была, но это другой экземпляр. Наш примечателен тем, что представленные ксилографии подписаны Сальвадором Дали. Кроме того, они принадлежали Владимиру Высоцкому и Марине Влади, что, по нашему мнению, также весомая составляющая истории этой коллекции, – отметил куратор выставки, представитель российской компании, которая их организует, Артем Суслов. – Здесь представлены 77 иллюстраций, плюс одна не до конца атрибутированная, плюс три рисунка. 

LRM_EXPORT_76374971591991_20190301_172627673.jpeg
LRM_EXPORT_76317361705020_20190301_172530063.jpeg

Любопытно, что выставка эта уже побывала в разных странах, но только в Беларуси показывают три рисунка, которые раньше не выставлялись, - небольшие наброски Сальвадора Дали.

– С этими рисунками связана интересная история. По сути, это автографы Дали. Художник славился тем, что не любил людей и мог быть даже груб с окружающими. Взять у него автограф на улице было просто невозможно. Делал он это только за деньги, которые, не зная, как ими распоряжаться, отдавал жене. Так что его супруга Гала Дали по праву слыла самой богатой музой в мире, - рассказал куратор выставки. - Рисунки, которые в экспозиции, были сделаны в одном из ресторанов в Фигерасе и, что удивительно, от чистого сердца. Два из них – это реплика художника к «Дон Кихоту». И еще один – по-настоящему уникальный. Это рисунок с «Дон Кихота», но к нему еще пририсована лошадь. По сути, здесь совмещены две самостоятельные и отдельные серии – к «Дон Кихоту» и серия лошадей. Эти две серии в работах Дали никогда не «смешивались». 

LRM_EXPORT_76328884770123_20190301_172541586.jpeg
LRM_EXPORT_76299782983148_20190301_172512484.jpeg

Три части коллекции ксилографий – в соответствии с тремя частями самого произведения («Ад», «Чистилище» и «Рай») – это, по сути, в чем-то узнаваемый и в чем-то неожиданный Дали. Например, если в части выставки «Ад» несложно отыскать аллюзии к другим его произведениям и мотивам (тем же стекающим часам, людям с ящиками внутри них самих или вывернутым фигурам), то «Рай» - это уже совсем другой Дали. Отнюдь не сюрреалист. Скорее – мастер акварели. И что удивительно: художник, который, создавая женские образы, писал только свою жену, в образе Беатриче, возлюбленной Данте, изобразил совсем не ее. 

LRM_EXPORT_76338563869079_20190301_172551265.jpeg
LRM_EXPORT_76342241555537_20190301_172554943.jpeg

Начиная с работы «Злобный Минос» из первого раздела, зритель, пробираясь через картины-грехи, показывающие, что ад внутри нас, должен оторваться, пройти через зал в другой его конец, чтобы дальше, следуя логике Данте и Дали, прийти в «Чистилище». И в таком построении экспозиции, когда следующие друг за другом части словно разрываются, есть интересная отсылка к самому Данте: чтобы из ада попасть в чистилище, нужно пройти сквозь землю. А зритель проходит через весь зал. И затем еще раз – чтобы завершить свое путешествие уже в разделе «Рай», венчают который «Божественная красота Беатриче» и «Молитва святого Бернарда Деве Марии».

LRM_EXPORT_76350513694598_20190301_172603215.jpeg
LRM_EXPORT_76356323535223_20190301_172609025.jpeg
LRM_EXPORT_76371484194074_20190301_172624186.jpeg

Два гения объединились в одной экспозиции.  Общаясь с журналистами, Артем Суслов также рассказал, насколько сложно было привезти в Беларусь такую выставку. Не обошлось без комплиментов городу Гродно.

–  В финансовом плане привезти такую выставку не очень сложно, но непросто. Если я скажу, что это как «прыгать в Неман с обрыва», то нет. Потому что есть Рембранд, Рафаэль - там совсем другой уровень сложности. Но все равно это задача масштабная, и необходимо учитывать много переменных. Например, невозможно поехать на каких-либо «грузовых – тире – общественных» видах транспорта. До Минска коллекция ехала по железной дороге, но для этого приходилось выкупать много мест, специальное купе, которое охранялось, и так далее, - рассказал куратор. – Но мы все равно это делаем. Такие выставки для нас – не просто заработок. Хотим разрушить кастовость музеев. Это когда музей Фаберже, чтобы устроить выставку Дали, платит огромный гонорар музею в Фигерасе, плюс страховка, перевозка и так далее. А, допустим, Эрмитаж или Пушкинский получают ее бесплатно. Почему? Потому что есть кастовость. Гюстав Климт, к примеру, поедет в музей Пушкинский. А если музей города Гродно захочет его выставку, надо скинуться всем и насобирать миллионов десять долларов… Хотелось бы вот это разрушить. А начинаем с Гродно, потому что это не «Культурная столица Беларуси 2014 года», а в принципе культурная столица Беларуси. Думаю, это бесспорно. Так же, как у нас Петербург или Львов в Украине. 

LRM_EXPORT_76378523282615_20190301_172631225.jpeg
LRM_EXPORT_76400266413862_20190301_172652968.jpeg

Конечно, интересовала журналистов и стоимость коллекции.

– Не комментирую сумму, потому что я ее не могу знать. Эта коллекция – не самое дорогое, что делал Сальвадор Дали, если рассуждать только как о серии «Божественная комедия». Но мы имеем дело с неким новым культурным наслоением в виде Высоцкого и Влади, - пояснил Артем Суслов. – Лет через десять будет понятно, сколько она стоит. Мой прогноз – порядка миллиона евро, если миллион евро будет значить то же, что он значит сейчас. 

LRM_EXPORT_76412352001881_20190301_172705053.jpeg
LRM_EXPORT_76427369263337_20190301_172720071.jpeg
LRM_EXPORT_76438754033127_20190301_172731455.jpeg
LRM_EXPORT_76454933282083_20190301_172747635.jpeg
LRM_EXPORT_76483105843537_20190301_172815807.jpeg

Выставку в Новом замке дополнили экспонаты из коллекции Гродненского историко-археологического музея: издания «Божественной комедии» разных годов на немецком и итальянском языках. Среди них – книга 1751 года, которая увидела свет в Венеции.