Гродненскому зрителю показали три… «штучки»

Гродненскому зрителю показали три… «штучки»

«Театральная гостиная» в областном театре кукол становится местом разговор о театре. Зритель еще не высказывается сам, но уже задает вопросы.

«Театральная гостиная» в областном театре кукол становится местом разговор о театре. Зритель еще не высказывается сам, но уже задает вопросы.
Показать театр не такой, к какому мы привыкли. Пригласить публику к открытому диалогу. Организовать площадку для встреч зрителей и актеров, режиссеров. Все это может и, пожалуй, в идеале должна делать театральная гостиная. Гродненская пока – как эксперимент. В том смысле, что недавно состоялась лишь вторая «гостиная» и режиссеры, актеры словно нащупывают тот формат, который придется по душе зрителю. А потому и разница между первой и второй ощутимо заметна. Первая гостиная была «замешана» на миниспектаклях, монологах, вокальных и хореографических номерах. Казалось, была в духе «а еще мы умеем вот что!». Нынешняя сузила диапазон жанров до миниспектаклей. И стала более цельной и гармоничной.
В зале театра кукол непривычно (именно для этого зала) небольшое число зрителей. Но все они пришли сознательно, ожидая чего-то необычного, неординарного. Автор проекта, председатель областного отделения Союза театральных деятелей Беларуси Александр Тебеньков заверил, что именно так и будет:
Театр многолик, его формы разнообразны. Но мы привыкли к одному театру, и редко удается увидеть что-то другое. «Гостиная» старается восполнить этот пробел и представлять какие-то неожиданные формы театра. Сегодня у нас вечер малых форм – маленьких спектаклей. Это будут такие «штучки».
Штучек было три: фрагмент пьесы «Кислород» современного российского драматурга Ивана Вырыпаева, «Приходят и уходят» Самуила Беккета и моноспектакль «И о погоде…».
В «Кислороде» – минимализм в декорациях, налет какой-то исключительности, практически режущий свет софитов и текст, в который вслушиваешься, морща от напряжения и постоянной работы мозга лоб, пытаясь запомнить, сохраняя в памяти цитаты.
В «Приходят и уходят» вслушиваться нет надобности – здесь почти нет реплик. Немногим более ста слов на троих персонажей – трех подруг, встретившихся после долгой разлуки. За скупостью речи – история длиною в жизнь. А может, это только кажется, что годы летят и на самом деле все как прежде, на игровой площадке, когда они сидели и лишь мечтали о любви? Ведь вот же – они почти не изменились. Берутся за руки, как когда-то… Но кольца, они чувствуют их на пальцах.
Третьей «штучкой» стал моноспектакль «И о погоде…», который сыграл Василий Минич. О чем он? О любви, надеждах, одиночестве, разочаровании. Кем мечтал стать мальчик? Ковбоем, дирижером, ученым… Не важно, главное – жизнь с надрывом, на пределе эмоций и сил! Только когда он мечтал, еще не знал, что жизнь вносит свои коррективы. И вместо накала страстей, бушующих эмоций, грандиозных открытий – монотонный голос и монотонная изо дня в день жизнь. Не повышаясь даже на полтона, этот голос обещает нам, что «завтра по больше части территории ожидаются дожди…».
ND3_7844.jpg
Впрочем, «гостиную» гостиной сделали не столько эти постановки (хороши, своеобразны, непривычны), сколько возможность уже после увиденного пообщаться. К зрителям вышел Михаил Лашицкий, режиссер из Минска, который сейчас ставит пьесу «Клеменс» в областном драматическом театре (премьера состоится 10 июня). Разговор пошел о театре вообще, о Михаиле как режиссере, каких-то закулисных вещах… Говорить о мини-спектаклях из первой части вечера не пришлось: к ним Михаил в профессиональном плане отношения не имеет. Хотя мне как зрителю хотелось обратной реакции именно по поводу «штучек». Но вместе с тем, будем снисходительны. Гродненская «театральная гостиная» это своего рода эксперимент, она еще ищет свой путь и открыта для зрителей и пожеланий.
ND3_7644.jpg
ND3_7767.jpg