Гродно в кино. Фильм "Сочинение" снимали здесь в 70-е годы

Sayenkova-Melnitskaya Ludmila.jpgО кинофильмах, которые снимали в Гродно, рассказывает Людмила Саенкова, кинокритик, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики Белорусского государственного университета.

Не у всех в классе получается написать сочинение как будто бы на простую тему: «Вид из моего окна». Одна девочка жалуется: «А из моего окна ничего интересного не видно». Одноклассница ей советует: «Взяла бы, да и выдумала». Автор несостоявшегося сочинения искренне удивляется: «А разве так можно?». Вот и у школьника Яши тоже никак не получается с сочинением. Он всегда опаздывает на уроки из-за того, что хочет досмотреть свои сны, покормить утром прирученную сороку, задержаться на улице и удивиться тому, как художник рисует на стене большую птицу. В своем литературном творении он, как правило, не пересказывает то, что видит, а размышляет над тем, что будет: лето, теплые дни, рыбалка с дедушкой. Яша – из тех, для кого за окном открывается огромный мир, не столько видимый, сколько чувствуемый. Он может радоваться деревьям в парке, журчащей речушке, наслаждаться тем, как вода скользит по пальцам. На уроках правописания Яша – не самый лучший ученик, но зато он знает, как правильно писать слова «зыбь» и «зябь», потому что его правила – из житейских историй. «Зябь» от слова «зябнуть» – так было с ним в лесу, а «зыбь» – это когда дедушка отругал его за то, что он прыгал на какой-то болотной кочке, под которой нет дна.

182586_31чб.jpg

Вся эта история – из другого времени, когда в школе писали такие сочинения, когда для детей выдумка была равна лжи, когда после уроков можно было беззаботно погулять по улицам, покататься в парке на аттракционных самолетиках, покувыркаться на песчаном речном берегу. Это рассказ о взрослении маленького человека, который открывает для себя большой мир. В этом мире нет ничего грандиозного, но все, что есть – это и есть счастье: мама, которая будит по утрам в школу; сорока, научившаяся говорить, как попугай; молодая учительница, читающая стихи; девочка, с которой вместе можно бегать вдоль реки; уроненный в воду подсолнух; воспоминания о летних каникулах в деревне.

Именно такую историю рассказал в 1970 году белорусский режиссер Игорь Коловский в фильме «Сочинение». Это была дебютная игровая картина молодого режиссера, который несколькими годами ранее создал первый в нашей стране документальный фильм о трагедии сожженных деревень – «Хатынь, 5 км», сохранивший для нас голоса и лица очевидцев тех страшных дней. Наверное, степень авторской погруженности в страшную правду тех дней была такова, что потребовался некий механизм самозащиты, вернувший его из пространства трагедии в пространство жизни. Такой своеобразной защитой и стал фильм «Сочинение». Это произведение редкого киноимпрессионистического стиля, где главным было передать не внешние действия, а внутреннее движение, не наполненный материальными предметами мир, а атмосферу среды, где чувствуется теплый день, легкий ветерок, гуляющий в кронах деревьев, приятная прохлада речной воды.

166311_31чб.jpg

«В Гродно невозможно не влюбиться», – так всегда говорили кинематографисты. Вот и для этого фильма, наполненного солнцем, теплом и радостью, был выбран именно этот город. Прогулки мальчика в парке – это знакомые уголки нынешнего парка Жилибера, берегов Городничанки; гора, с которой он выпускает в небо свою любимую сороку, – место возле Старого замка; пробег мальчика и девочки вдоль водоема – в окрестностях Августовского канала; потасовка мальчишек из-за раненой птицы – на крутом берегу Немана в Пышках. Весь фильм буквально дышит уютной атмосферой гродненских улочек и окрестностей.

166308_31чб.jpg

Историю придумала писатель, сценарист из Свердловска Вера Кудрявцева. В фильме две учительницы: одна строгая по проверке правописания и сочинений (Алла Мещерякова), другая – улыбчивая и лирическая, читающая хокку (Светлана Старикова). Надо полагать, что в двух образах есть нечто и от самой сценаристки, которая ранее работала в школе. Оператором-постановщиком была москвичка Нина Фелинковская, у которой этот фильм стал единственным в ее творческой биографии. Изобразительную фактуру точно воссоздал известный киргизский художник Сатар Айтиев, живописный стиль которого как нельзя лучше подходил для создания образа мечты, чего-то трепетного и неумолимо ускользающего. И все это ясное великолепие звучит в обрамлении прекрасной музыки российского композитора Олега Янченко, в которой нет и намека на сентиментальность, где все точно, глубоко, пронзительно. Главным редактором работала одна из лучших специалистов «Беларусьфильма» Изольда Кавелашвили, приехавшая на нашу студию из Грузии. Только в советское время было возможно собрать киногруппу из разных городов и республик, да так, что это была одна команда, у которой были одни цели и единые ценности.

166314_31.jpg

Фильмов в то время снималось много, а специалистов было мало. Из Одессы приехал молодой актер Виктор Махонин, который несколькими годами ранее сыграл главную роль в фильме И.Добролюбова «Иван Макарович». Он очень хотел сниматься в «Сочинении», но не случилось. Зато случилась другая история. После съемок киногруппа ужинала в одном из гродненских ресторанов. Когда начались танцы, молодой одессит вместе с кинооператором вышли танцевать входивший в моду быстрый танец. Администратор была возмущена таким нетипичным танцем и сделала замечание: «У нас танцуют по-другому». Спустя какое-то время все посетители заведения стали танцевать так, как это сделали кинематографисты. Так что несыгравший в фильме Виктор Махонин стал основателем другой танцевальной традиции в гродненском ресторане.

Сейчас и город изменился, и рестораны не те, и танцы другие. А очарование того, уже навсегда исчезнувшего пространства до сих пор светлыми потоками струится из каждого кадра фильма.