История одной картины. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

История одной картины. Почему полотно «Минск 3 июля 1944 года» сравнивали с работами Сурикова и Репина

Ни один рассказ о коллекции Национального художественного музея не обходится без упоминания об этой картине.

Самую знаменитую картину белорусского художника Валентина Волкова по праву сравнивают с шедеврами Репина и Сурикова. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Монументальное, размером 2,5 на 5 м, полотно «Минск 3 июля 1944 года», гордость Национального художественного музея, кто-то осматривает бегло, кто-то останавливается и любуется. Но только вглядевшись в каждую деталь многофигурной композиции, угадывая эмоции персонажей и перипетии их судеб, начинаешь по-настоящему оценивать и титанический труд, и филигранное мастерство живописца. Мне помогает в этом искусствовед Ольга Архипова, и мы не сразу начинаем разговор…

Сусанна и старцы

…Теплое летнее утро. Кругом руины, небо затянуто клубами дыма, остановившийся посреди усыпанной битым кирпичом улицы танк, на  броне которого возвышается улыбающийся воин с высоко поднятым автоматом, обступили горожане с цветами. За этой гусеничной машиной подъехала еще одна, на заднем плане отчетливо видно уцелевшее здание костела.

И всюду люди, очень много людей — улыбающихся, счастливых, не сдерживающих эмоции. Оккупанты в панике сбежали из Минска, позади томительные месяцы жизни впроголодь, страха, ожидания новых бед, и вдоволь настрадавшееся население города вышло приветствовать воинов-освободителей. Среди встречающих есть подпольщики, партизаны, старики, женщины, дети. Все они вместе с воинами слились в единую ликующую массу. Свобода!

Огромное многофигурное произведение «Минск 3 июля 1944 года», признанное сегодня классическим, белорусский художник Валентин Викторович Волков писал около девяти лет. История его создания удивительна, увлекательна и до сих пор таит немало загадок, разгадывать которые, вероятно, еще предстоит специалистам.

Так, существует версия, что свою монументальную, идеологически выверенную и выполненную в лучших традициях соцреализма картину, воспроизводящую героический момент истории советского народа, художник написал не в одном, а в двух экземплярах. По утверждению Леонида Щемелёва, он самолично видел второй вариант, точную копию, до сих пор, впрочем, не обнаруженную.

Родившийся в Ельце Орловской губернии 140 лет назад, в апреле 1881-го, и ушедший из жизни в 1964-м, В. Волков стал, по сути, продолжателем династии живописцев. И дед, и отец были художниками, работавшими на крепостника-помещика, а потом в мастерской елецкого дельца Черепанова. Неудивительно, что впечатлительный мальчик тоже постоянно рисовал в альбоме.

Получив первоначальное образование в городском училище в Нахичевани-на-Дону, Валентин Викторович в 1901 году поступил в Пензенское художественное училище, а после его окончания в 1907-м без экзаменов был принят в Петербургскую академию художеств. Получил диплом и звание художника-живописца в 1915-м, по словам О. Архиповой, за дипломную картину «Сусанна и старцы», к сожалению, не сохранившуюся.

Девять лет работы и триумф в Москве

Революцию художник, как многие его коллеги, встретил с энтузиазмом и, к примеру, в Петрограде вместе с легендарными Борисом Кустодиевым, Козьмой Петровым-Водкиным и иже с ними украшал город к годовщине Октября. Сегодня его эскизы для панно «Вся власть Советам!», «Штурм Зимнего», «Торжество рабочего» хранятся в Государственном Русском музее.

В 1919 году Валентин Викторович преподавал в художественной школе города Велижа, затем в Витебском художественном техникуме, писал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрировал и оформлял книги, стал одним из создателей в 1926-м варианта герба БССР и так далее — словом, считался мэтром.

Но началась Великая Отечественная, и Волков с семьей не успели покинуть Минск. Художнику было 60 лет, и, чтобы элементарно выживать, ему пришлось взяться за кисть и в основном писать портреты, понятно чьи. Его вторая жена оказалась этнической немкой, и после освобождения Минска их дочерей, поработавших переводчицами, по доносу и обвинению в сотрудничестве с оккупантами сослали в Сибирь. Нина там и умерла, вернулась домой в 1950-х только Ирина…

Дамоклов меч тяжких подозрений висел и над Валентином Викторовичем. Благо он прошел через фильтрационную комиссию, доказав, что ни в чем крамольном замешан не был. А потом за короткий срок вместе с сыном Анатолием, тоже талантливым художником, выполнил огромное панно для партизанского парада, подтвердив свой профессионализм.

Договор на «Освобождение Минска», причем изначально для Дома правительства, с Волковым заключили в марте 1945-го. Питомец классической питерской школы к каждой фигуре делал десятки набросков, создавал множество пейзажных рисунков, срывая оговоренные сроки.

KP-03707.jpg

Естественно, заказчикам это не нравилось, ему на время даже прекратили положенные ежемесячные выплаты. Вмешался первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пантелеймон Пономаренко. Он пришел в мастерскую, увидел масштаб картины и… распорядился продлить договор. Кропотливый труд над огромным полотном затянулся на девять долгих лет. Впервые картина «Минск 3 июля 1944 года» экспонировалась на Республиканской выставке в 1953-м, а в полностью готовом виде была выставлена в 1955-м в Москве на Второй декаде белорусской литературы и искусства.

И произвела, по признаниям современников, настоящий фурор. Валентину Викторовичу выплатили солидный гонорар, большая часть которого ушла на раздачу долгов, оплату мастерской, электричества и тому подобного. Но на новенькую «Победу» все-таки хватило. Вскоре ему присвоили звание народного художника БССР.

Безусловный шедевр

— С 1947 года, когда в Минске открыли художественное училище, — рассказывает О. Архипова, — Волков преподавал там, а впоследствии во вновь открытом театрально-художественном институте, воспитал не одну плеяду известных белорусских живописцев. И сам он очень основательно работал с натурой, ездил на пленэры со своими студентами, у нас в запасниках музея довольно много его этюдов, набросков. К «Освобождению Минска» Валентин Викторович сделал около 200 предварительных рисунков, портретов, всех своих персонажей изначально писал с натуры. А потом уже разместил и собрал в такую многофигурную композицию.

Причем имена многих натурщиков известны, подчеркивает моя собеседница. Художник специально ездил в воинскую часть в Уручье, искал там натурщиков для своей картины, в частности парня, позировавшего в форме танкиста с автоматом на броне, которому дарят цветы. На полотне изображены многие близкие и знакомые художника, обе дочки, сын со своей женой, третья супруга Волкова стоит в красном платье с цветами. Это была действительно очень тщательная подготовка, сказывалась академическая школа Питера. Недаром «Освобождение Минска» сразу начали сравнивать с картинами Сурикова и Репина.

kr-03703.jpg

Понятно, что полотно такого масштаба несло мощный идеологический заряд, но и художественные достоинства столь же очевидны. Работа выполнена на очень высоком профессиональном уровне. Это яркий пример реалистической живописи, где строго выстроена сложнейшая композиция с несколькими важными точками. Конечно, она и выписана профессионально, это настоящий учебник того, как надо делать и было принято в монументальной исторической живописи того времени.

Сразу после создания картина получила очень высокую оценку специалистов-современников и давно признана настоящим шедевром. Ни один рассказ о коллекции Национального художественного музея не обходится без упоминания о ней, она по праву входит в летопись белорусского искусства ХХ века.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»