«Камедыя…» драмтеатра в свой 25-летний юбилей выходит с обновленным составом и в прямом эфире на ТВ

Долгожитель гродненской сцены
В рейтинге «самая-самая» эта постановка могла бы по многим позициям побить рекорды. У спектакля самое длинное название: «Камедыя пра нешчаслівага селяніна, яго жонку Маланку, жыда Давіда і Чорта, які страціў сэнс існавання». А еще это самый «старый», если можно так сказать о постановке, спектакль в репертуаре – премьера состоялась 25 лет назад. С того времени актеры сыграли его примерно 370 раз.
Главный режиссер областного драматического театра Геннадий Мушперт, по его же признанию, дважды самолично пытался вычеркнуть спектакль из репертуара и афиш. Но зрительская любовь каждый раз возвращала его. И «Камедыя…» продолжает жизнь уже на правах визитной карточки театра.
– В Питерском ТЮЗе около ста лет идет «Конек-горбунок», в Купаловском театре – с 1943 года играют «Паўлінку», а у нас есть «Камедыя…» – наша визитная карточка, – говорит режиссер.
Сюжет ее предельно прост, и все старо как мир. Крестьянин Демка – любитель выпить, но ему вечно не хватает денег. Маланка – непрестанно зудящая жена. Кто виноват в такой жизни? Адам, первый согрешивший, послушал женщину, а остальные расплачиваются. Будь на его месте Демка, такого точно не случилось бы. Сказано – сделано. Является к Демке сам Черт, чтобы испытать силу духа его: сможешь промолчать один час, получишь деньги. А нет – милости просим в ад. Собственно, так все и началось. Чем закончилось, наверняка скажут многочисленные зрители, которые посмотрели комедию. Многие уж точно не по разу. Для тех, кто не видел, оставим финал сюрпризом.
Что сделало спектакль таким популярным? Наверняка искрометный юмор пьесы Владимира Рудова, превосходная игра актеров, житейская мудрость… Много лет на сцену выходил один и тот же состав. Год за годом заключал сделку с Чертом Александр Луценко (крестьянин Демка), голосила над живым-живехоньким Демкой Алла Лукьянова (Маланка), отрывали Черту хвост Сергей Куриленко и Владимир Капранов (играли еврея Давида). К 20-летию спектакля помолодел только Черт, которого последние годы играет Василий Минич.
В 25 все снова начинается
На 25-летие постановки – новый состав: Оксана Машинкова – Маланка, ее мужа играет Игорь Уланов, а Давида – Александр Кологрив. Василий Минич так и остался Чертом.
– Первое время на репетициях было не просто: я произносила текст и слышала интонации Аллы Давыдовны, ее манеру, стиля, пыталась подражать, – рассказывает Оксана Машинкова. – Но со временем, когда текст стал моим, начала создавать собственный образ Маланки. И так, видимо, поступали все: мы сделали другой спектакль.
– Если бы мы делали то же самое, что первый состав, это было бы просто плохой пародией. Поэтому создавали свою «Камедыю…», – поддерживает Александр Кологрив.
Геннадий Мушперт через 25 лет после премьеры пересмотрел свою же постановку и предложил новую пьесу с новыми актерами и новой сценографией, но старым текстом.
– То, что увидит зритель, происходит сегодня, в наши дни, – подмечает Игорь Уланов. – Герои – это мы с вами. По сути, автор в одном человеке, Демке, объединил надежды, мечты и чаяния, которые есть у нас: вот бы у меня все было и за это ничего не было. Вот бы такую работу, чтобы не работать, но хорошо зарабатывать… Думаю, каждый сможет увидеть в героях себя.
Появились в спектакле и новые элементы. Например, на репетиции удалось подсмотреть, как Черт отвечает на звонок по мобильному телефону… Почему бы и нет, раз пьеса о нашем времени.
Новый состав надеется с успехом играть «Камедыю…» следующие 25 лет. В успехе режиссер уверен:
– Смех будет звучать в зале. Настоящий смех, – говорит Геннадий Мушперт.
Театр в режиме онлайн
С премьерой обновленной «Камедыі…» связана еще одна новинка. Спектакль покажут в режиме онлайн по городскому телевидению «Гродно+». Так что если не успеете купить билет, включайте телевизор в эту пятницу, 27 сентября, в 19.00 и смотрите прямое включение из театра.
Кстати, такие трансляции практиковали во время концертов. А вот спектакль в реальном времени покажут впервые. Если эксперимент окажется удачным, будет повторение.