Музей истории религии приглашает в необычное путешествие «По старому Китаю»

Деревянные скульптуры XIX века, необычные восточные божества, запечатленные яркими красками на рисовой бумаге, и мраморный экран со сценой поздравления императора от спустившихся с неба даосских святых… Все это можно увидеть в музее истории религии в Гродно.

IMG_6767.JPG

Выставка «По старому Китаю» из собрания Государственного музея истории религии в Санкт-Петербург приглашает гродненцев и гостей областного центра совершить увлекательное путешествие в мир древней и интересной китайской народной культуры.

Представленная коллекция связана с именем крупнейшего российского китаеведа академика Василия Алексеева. В начале прошлого века он совершил путешествие по северным районам Китая, итогом которого стала большая коллекция ксилографических картин, эпиграфики, гравюр.

IMG_6770.JPG

– Свои впечатления и бесценные наблюдения академик изложил на страницах дневника, который уже после его смерти был опубликован вдовой и дочерью под названием «По старому Китаю». Отсюда и название выставки, – рассказала заместитель директора по научной работе государственногомузея истории религии Санкт-Петербурга Екатерина Терюкова.

Стены аналогичного гродненскому музея в северной столице России коллекция покидала нечасто. Подавляющее большинство предметов, приехавших в нам – очень хрупкие. Так что у гродненцев появилась без преувеличения уникальная возможность познакомиться с эксклюзивной коллекцией.

IMG_6787.JPGIMG_6772.JPG

– Это не первый опыт сотрудничества нашего музея с коллегами из Санкт-Петербурга. В этом году российский зритель знакомился с выставкой «Сакральное искусство Беларуси» из наших фондов, – отметила директор Гродненского музея истории религии Рита Янчеловская. – Уверенны, что и нынешняя выставка – не последний совместный проект.

Представленные на ней народные картины Китая – лишь малая толика коллекции Алексеева, некогда насчитывавшей более 4000 единиц. Тематика их чрезвычайно широка: с персонажами народного пантеона соседствуют многочисленные благопожелательные символы, сюжеты старинных преданий и легенд, обожествленные герои древности. Но в основном главные герои здесь – персонажи, связанные с традиционными для Китая религиями буддизм, даосизм и конфуцианство. К какому божеству обращались с просьбами о семейном счастье, богатстве и плодородии рассказывают разъяснения к работам. Они, кстати, тоже были собраны Алексеевым с помощью специальных китайских учителей сэн-шенов.

IMG_6776.JPG

На большинстве картин внимательный зритель разглядит неизменно повторяющегося героя – летучую мышь. И это вовсе не одинаковый подчерк совершенно разных мастеров. В китайском языка, оказывается, очень много слов-омонимов и «счастье» в переводе на китайский звучит также как и «летучая мышь».

Особенно интересно и то, что многие из представленных тонких бумажных работ – лубки – жители востока в начале прошлого века хранили лишь в течение года. Это были своего рода иконы, к которым обращали свои пожелания и просьбы, а в канун Нового года изображение с божеством сжигали, чтобы струящийся к небу дым все загаданное «доставил» к «небожителям».

IMG_6789.JPGIMG_6795.JPG

Ключевой герой некоторых работ, конечно, дракон. В отличие от европейской мифологии в китайской – это доброе существо. У него, как правило, жители Поднебесной просили богатства, а вот к необычному лунному зайцу, который на одной из представленных работ толчет эликсир бессмертия в ступе, обращались с просьбами о долгой жизни.

Всего 44 уникальные работы конца XIX – начала ХХ века в Гродненском музее истории религии можно будет увидеть до середины января.

IMG_6790.JPGIMG_6797.JPGIMG_6800.JPGIMG_6803.JPG


СТОИТ ПОЧИТАТЬ

Серебряный кубок с золотой медалью и гетманская булава. Уникальная история гродненских кладов

В Новогрудке открылся музей под открытым небом «Страчаная спадчына»

Магниты с видами Гродно, венецианские маски и слуцкие пояса