От окарин до волынки. В Музее истории Городницы открылась выставка музыкальных инструментов из коллекции Марьяна Скрамблевича и Игоря Адасика

От окарин до волынки. В Музее истории Городницы открылась выставка музыкальных инструментов из коллекции Марьяна Скрамблевича и Игоря Адасика

Среди экспонатов, созданных Марьяном Антоновичем, особое место занимают окарины в форме рыб.

В Музее истории Городницы открылась выставка «Мистерия звуков». В экспозиции представлены музыкальные инструменты, изготовленные народным мастером из Одельска Марьяном Скрамблевичем, и ударно-шумовые инструменты из коллекции Игоря Адасика.

0W1A1030.JPG

Среди экспонатов, созданных Марьяном Антоновичем, особое место занимают окарины в форме рыб. Обычно этот инструмент делают из глины, одельский мастер отошел от традиции: его инструменты – деревянные. Привлекают необычностью и двухметровая труба, и белорусская волынка. Несмотря на то, что инструмент, как правило, ассоциируется с Шотландией, у нас он тоже пользовался широкой популярностью.

0W1A1035.JPG

0W1A1006.JPG

Научный сотрудник музея Елена Сорока рассказала, как зародилась идея создания такой выставки.

Сорока.JPG
У нас в музее большая коллекция музыкальных инструментов, созданных народным мастером из Одельска Марьяном Скрамблевичем. Игорь Адасик тоже хорошо с нами знаком. Года три назад у него уже была личная выставка «Мои хобби», где были представлены не только музыкальные инструменты, но и модели памятников архитектуры и многое другое. К тому же оба мастера знакомы. Так и появилась идея создать их совместную выставку, – рассказала Елена Сорока.
 

Белоусова.JPG
В 2003 году народный клуб творческой интеллигенции «Грани» провел встречу с Марьяном Скрамблевичем. Там мы все убедились, что это действительно высокий мастер. Его работы настолько оригинальны и значимы, что их ценят далеко за пределами Беларуси. Люди приезжают из-за границы, чтобы побывать в его музее в Одельске, – рассказала Тереза Белоусова, общественный деятель, член редакционного совета международной энциклопедии «Кто есть кто в Республике Беларусь». – Мы предлагали Марьяну Антоновичу включить его имя в нашу энциклопедию, но он пока не соглашается, отшучивается, мол, «я маленький человек, чего обо мне писать».

Игорь Адасик человек не меньших талантов. Кроме музыкальных инструментов он мастерит бумажные макеты белорусских достопримечательностей, которые можно увидеть во многих детских библиотеках города.

Коллекция, которую он представил на выставке, состоит из национальных инструментов народов мира. Многие он сделал своими руками.

0W1A1036.JPG

0W1A1020.JPG

Адасик.JPG
Когда моя старшая дочь была маленькой, мы с ней играли в погремушки. Однажды мне пришла в голову мысль, что неплохо было бы сделать серьезные «взрослые» музыкальные инструменты такого рода, – рассказывает Игорь Адасик. – Я тогда уже занимался музыкой, интересовался фолком. Первым делом мне захотелось сделать инструменты, которые использовались у нас в Беларуси: рогули, коробочки и прочие. Потом вошел во вкус, и меня было уже не остановить. Как раз в это время начал выступать с концертами и, порой, прямо во время репетиций приходила в голову мысль, что в этой песне хорошо бы добавить звучание моря. Так появился океанский барабан.

Знакомство с Марьяном Скрамблевичем дало увлечению Игоря Адасика новый толчок. Два музыканта, два мастера нашли общий язык.

0W1A0978.JPG

0W1A1011.JPG

Я у него многому научился. Это человек огромной творческой и жизненной энергии. Пообщаешься с ним, посмотришь, как у него глаза горят – и сам заряжаешься этим энтузиазмом, – говорит Игорь Адасик. – Мне порой кажется, что даже если бы я не занимался музыкальными инструментами, то одного общения с мастером было бы достаточно, чтобы подтолкнуть меня к этому.

0W1A0976.JPG

0W1A1022.JPG

0W1A1042.JPG


Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»