В драмтеатре состоялась премьера. Литовский режиссер поставил спектакль в Гродно

Создать тишину для зрителя – вот задача, которую ставит перед собой режиссер Саулюс Варнас. В Гродненском областном драматическом театре он ставит спектакль с интригующим названием «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». 

Варнас1.jpg

Сегодня – никаких кратких пересказов сюжета. Зато расскажем, почему театр разъединяет, зададимся вопросом, что же есть любовь, и попытаемся угадать, куда улетели 2/3 Ибсена, по пьесе которого ставится спектакль. Кстати, с очень необычным жанровым определением – «метафизика любви».

«Театр разъединяет»

– Какой материал вам как режиссеру интересен для постановки? Как выбираете пьесы?

– Их время выбирает, не я. Это в воздухе есть. И вы чувствуете, что именно нужно.

Думаю, сегодня как никогда актуально, чтобы человек разобрался, что он делает на этой земле. Мы живем во время, когда весь мир торгует и считает, что на этом должна быть построена жизнь: как мудрее продать, как больше заработать… Но это, как показывает разная статистика, счастья не приносит. К примеру, если посмотреть на процент самоубийств, он даже больше среди тех, у кого есть деньги. Так что не в деньгах весь смысл пребывания на земле. Смысл, наверное, единственный в том, что ты можешь сделать в этом мире для других. И надо задать такие вопросы, чтобы человек ставил их сам себе и искал на них ответы.

IMG_4731.JPG

В этом смысле театр не объединяет, а разъединяет. Он каждого человека ведет по его личной дороге. Как нет двух одинаковых листьев на дереве, так и людей нет двух одинаковых. Мы все разные. И задача театра – завлечь всех, но каждого по его личному пути. Театральное искусство дает возможность зрителю погрузиться в собственную тишину, в которой только и можно найти ответы на свои вопросы.

«Я не привязываюсь к тексту»

– Тогда перед театром – огромная ответственность: воспитать не то что зрителя, а его душу…

– Театр, с моей точки зрения, один из самых серьезнейших центров, который должен нести эту миссию: человека возвращать к самому себе.

Можно говорить, что зритель идет в театр только посмеяться. И, исходя из этого, ставить комедии. Но комедии тоже бывают разные. Хорошие  я видел  в Париже, у итальянцев. Мы очень сложно их делаем, очень буквально…  Это невкусно и портит вкус зрителя.

IMG_4741.JPG

Наша ответственность – это духовная пища. И какую пищу мы даем, даже более важно, чем то, что мы покупаем в магазине. А если мы знаем, что продаем пищу плохого качества, вредную, испорченную, мы преступники.

Мне очень понравился директор одного кинотеатра, который сказал: «Когда я узнал, насколько вредны чипсы для здоровья человека, понял, что я преступник и делаю плохое, продавая их». А между тем это было прибыльно. И он год занимался тем, чтобы изменить вкусы зрителей. Чтобы продавать то, что, если не полезно для здоровья, то, по крайней мере, не вредит. В какой-то момент опускались руки: ничего не выйдет. Но все же получилось.

IMG_4742.JPG

Это обычная пища. А духовная – она еще важнее. И театр может иметь огромное влияние. Не только на тех, кто приходит на спектакль, но и на тех, кто вокруг. Он словно распространяет энергию в окружение.

Я также ответственен за эту энергию. Как режиссер, часть этого мира, член этой матрицы, выбираю то, что меня волнует. Генрик Ибсен – один из тех авторов, которые мне близки  по мировоззрению.

IMG_4745.JPG

– Он очень философичен.

– Да, он не бытописатель. Он как раз философ. Ему интересен процесс самого поиска. Интересна борьба со своими недостатками или преодоление своих ограничений. Это и есть наша задача: преодолевая их, приближаться к самому себе, раскрывать себя.

Похожие мотивы можно найти у многих авторов, философов. Карл Ясперс говорил: «Когда я нахожу истину, я перечеркиваю и начинаю ее доказывать себе заново». Ему важно быть все время в пути. И Федор Достоевский говорил: «Пока мы ищем истину, мы живы. Когда перестаем ее искать, тут же смерть приходит».

IMG_4752.JPG

У Ибсена мне интересны его философия, раздумья. Беру его пьесу как тему, не привязываюсь к тексту как к абсолюту.

– Получается, ваше присутствие в спектакле будет очень весомо?

– Когда Ибсен писал, драматург был тот человек, которого приходили смотреть и слушать. Но ХХ век дал понимание режиссерского театра. А это авторский театр. Режиссер сочиняет на основе пьесы.

IMG_4759.JPG

«Пиши, мой ангел, только о себе»

– Некоторые исследователи сходятся на том, что в основе пьесы Ибсена – история отношений скульптора Родена и Камиллы, которая сначала была его натурщицей… Вы согласны?

– «Пиши, мой ангел, только о себе. Все остальное до тебя сказали», – так ответил один писатель одной поэтессе, когда она спросила его, о чем надо писать. Думаю, Ибсен про себя писал. Это его какая-то исповедь, аллюзии… Несомненно, он знал много людей, их судьбы, что-то толкало его остановиться на той или иной теме. Но все равно в каждом его персонаже я вижу и его самого.

IMG_4762.JPG

– Вы говорили, что ХХ век стал театром режиссера. Значит ли это, что режиссер может отступать от текста пьесы? И как вы поступаете?

– Я довольно свободно обращаюсь с текстом. Но не настолько свободно, как некоторые другие режиссеры. Это не плохо. Главное, чтобы родилось новое произведение искусства.

IMG_4763.JPG

– Зритель, который прочитает пьесу, в спектакле может ничего не найти из того, что он читал?

– В моих постановках найдет. Я стараюсь быть верен автору. Беру у него темы, переделываю их по-своему, придерживаясь сюжетной линии. Но есть режиссеры, в постановках которых вообще нет ничего общего с текстом. И почему автор стоит на афише, не понятно.

В жизни я лишь один раз не по принуждению, а по ощущению завершенности пьесы не убрал ни одного предложения. То есть сначала убрал, а потом опять вернул. Это был Станислав Виткевич «В маленькой усадьбе». Сам до сих пор удивляюсь этому.

IMG_4768.JPG

– А у Ибсена?

 – 2/3 улетели.

– Жанр спектакля, как вы его определили, – метафизика любви.

– У Ибсена есть этот момент изучения – «метафизика любви». Тайна, которую надо постичь. Что такое отношения? Что такое любовь? Возможна ли она и какая она? Насколько она длительная и что главное в ней? Это влечение? А когда оно проходит, что тогда?

IMG_4775.JPG

– Пригласите зрителя на спектакль. Почему стоит прийти и кому?

– Кому есть 16 лет, могут идти. Я старюсь ставить на разных уровнях: найти гармонию в сюжете, цвете, звуковой партитуре и так далее. Зритель бывает с разными потребностями, но для каждого есть что-то, что не оставит его равнодушным. Думаю, тишину, которая помогает разобраться в своих проблемах, самих себе, нам удастся создать.

IMG_4791.JPG

Наша справка:

Саулюс Варнас – литовский режиссер, приверженец авторского театра. Ставил спектакли и участвовал в международных фестивалях в Литве, России, Украине, Польше, Германии, Индии, Дании, Албании, Турции, Латвии, Македонии, Беларуси. В 2014 году он был назван лучшим режиссером театра драмы за спектакль «Фрекен Жюли» в рамках III республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия».

СТОИТ ПОЧИТАТЬ

В какой такой интеллектуальный спортзал ходит Гоша Куценко, что мечтает привезти в Гродно и кого любит больше всего на свете?

Театр в кино. В кинотеатре «Красная звезда» показывают мировые театральные постановки


В Щучине снимается кино