Усадьба с рисунка Наполеона Орды. Какую историю хранит деревня Ивашковичи Зельвенского района

Усадьба с рисунка Наполеона Орды. Какую историю хранит деревня Ивашковичи Зельвенского района

Ивашковичи, как деревня, впервые упоминается во второй половине XVI века.

Небольшая деревня Ивашковичи находится в красивом месте. С одной стороны несет свои воды Зельвянка, с другой стороны – холмы, леса и развалины старинной церкви, рассказывает zelwa.by.

В 1895 году была опубликована «Археологическая карта Гродненской губернии» Ф.В. Покровского. В своем труде археолог-краевед упоминает «… селение ИВАШКЕВИЧИ, 42°35’ – 53°4’, на р. Зельвянка Пенюговской волости Волковысского уезда. На расстоянии ¾ версты от д. Кошели, на пашне, называемой «Городище», находится холм, а на нем – окруженная рвом насыпь. По словам народа насыпь устроена во время одной из стародавних войн. На упомянутом сейчас поле «Городище» есть четыре кургана, одновременных по своему происхождению, с находящеюся тут же насыпью. В пределах Пенюговской волости находится немало старых кладбищ, из которых более древние, теперь едва доступные наблюдению, находятся при деревне Кошели (два), в имении Ивашкевичи и на берегу озера Бездонного».

Поселение и каменные могилы около д. Ивашковичи выявил в 1981 году и исследователь неолита белорусского Принеманья М.М.Чернявский. Среди его находок – печь с остатками кафельной плитки, в том числе так называемой гербовой.

Ивашковичи, как деревня, впервые упоминается во второй половине XVI века. В начале XVII века – это собственность новогрудского каштеляна Александра Полубинского. Далее Ивашковичами владеют Сапеги, а с 1655 года – братья Александр и Евстафий Шеметы. В 1657 году местечко имело 21 двор, карчму и церковь. В 1690 году Ивашковичами стали владеть Глушинские и Домбские. В XVIII веке деревня относится к имению Лешно (Лесна) помещиков Стравинских, которые продают ее Остроменцким. В 1846 году Ивашковичи, деревня и усадьба, являются собственностью коллежского советника Валерьяна Остроменцкого, а позже – его сына Михаила. В XVIII-ХІХ столетиях имение относится к Пенюговской волости Волковысского уезда Гродненской губернии.

Составить представление о том, как выглядели некоторые уже несуществующие белорусские поместья, сейчас можно по рисункам Наполеона Орды. Среди графических и акварельных работ талантливого художника есть картина 1863 года, на которой изображена усадьба в д. Ивашковичи.

16.jpg

В ХІХ веке Остроменцкие имели 1826 десятин земли и относились к крупнейшим землевладельцам Зельвенского края. В имении развивалось свиноводчество, выращивалось много овец, работала суконная мануфактура, мельница, кузница, продавали и сплавляли лес, крестьяне изготавливали мебель и продавали ее в Гродно. Хозяева имения направляли свою деятельность на производство товарной продукции.

В 1861 году Ксаверий Остроменцкий, брат владельца имения Ивашковичи, обучался в Пинской гимназии, открытой на месте дворянского пятиклассного училища. В октябре Ксаверий «был посажен в карцер и там жестоко наказан до сорока ударов розгами» за то, что во время урока разговаривал, а потом заступился за соседа по парте. Уездный врач осмотрел гимназиста и выдал медицинский акт о состоянии здоровья. Прибывший в Пинск помещик Михаил Валерьянов Остроменцкий счел невозможным дальнейшее обучение брата в этой гимназии.

Г. Остроменцкий был современником Анненской ярмарки, слава о которой шла далеко за пределы Зельвенщины. Его описание кирмаша сохранилось до наших дней. Является ли Г. Остроменцкий членом семьи, владевшей имением Ивашковичи, либо представителем рода, не известно. Ярмарка в Зельве притягивала гостей из разных губерний и стран, и описывали ее в то время многие ученые и исследователи. К местным помещаким на время ярморочных дней приезжали родственники и друзья.

В 1900 году Гродненским Дворянским Депутатским Собранием был издан «Алфавитный список дворянских родов Гродненской губернии», состоящий из шести разделов. Фамилия Остроменцкий встречается в первом разделе «Роды дворянства жалованного или действительного» и в шестом разделе «Древние благородные дворянские роды».

Положение крестьян в имении, как и на других белорусских землях, было тяжелым, их хозяйство – примитивным. Они пользовались земельным наделом, за который платили денежный оброк и отбывали повинность. На крестьян возлагались обязанности по строительству и ремонту плотин, мостов, строений на панском дворе, перевозке грузов для хозяина, заготовке дров для усадебного дома, охране имения ночью, работе на огороде и полях. В первой половине ХІХ века в имении на 82 двора крестьян приходилось только 59 лошадей и 153 вола.

В 1864 году в Ивашковичах была открыта школа, которую посещало 50 учеников. Основными предметами были: Закон Божий, церковно-славянское чтение, церковное песнопение, священная история. Согласно «Памятной книжки Гродненской дирекции народных училищ на 1889-90 годы» в это время в деревне работало народное училище, где детей учили чтению, письму и четырем действиям арифметики. Кроме этого, ученики занимались сельскохозяйственным трудом. В 1913 году работала церковно-приходская школа.

Руины, которые открываются взору еще на подъезде к деревне, находятся на небольшом холме. В архитектурный ансамбль когда-то входили: церковь, колокольня, брама, каменная ограда.

Археологи предполагают, что церковь построили в XVII веке на месте старого униатского кладбища. Каменные надгробия размещаются на площадке и по склонам возвышенности. В 1981 году было изучено захоронение подростка, которое имело надмогильную овальную кладку, выполненную из камней разной формы.

17.jpg

Во время боевых действий против кайзеровских войск храм и остальные постройки получили повреждения. Иван Шейко вспоминал: «Моя бабушка рассказывала, что по церкви в Ивашковичах в Первую мировую войну открыли огонь наши кавалеристы – целились в колокольню, на которой немцы установили наблюдательный пункт. Не развалились здания полностью потому, что были сделаны из прочного известкового камня, который здесь добывали».

Немалый урон церкви Покрова Пресвятой Богородицы был нанесён во время Великой Отечественной войны. Через деревню Ивашковичи отступали войска 6-го кавалерийского корпуса генерала И.С. Никитина и танкисты 6-го механизированного корпуса генерала М.Р.Хацкилевича.

Светлана Павлюкевич, заинтересовавшись руинами, побеседовала со старожилом деревни – бабушкой Лелей (Еленой), живущей недалеко от храма. Она рассказала, что рядом с дорогой на мост жил церковный староста. У себя в доме он обучал людей религиозному пению.

После Первой мировой войны у церкви не было крыши, но стены были крепкие и аккуратные. При польской власти священник из д. Словатичи приезжал в разрушенный храм и проводил под открытым небом службу на Пасху, Троицу, Покров Пресвятой Богородицы. На праздники здесь собирались купцы. Тогда же жители Ивашковичей планировали начать сбор средств для восстановления святыни. В деревне жил дед, который на территории церкви вырыл себе пещеру (если можно так сказать) и постоянно приходил сюда молиться, а когда в доме ему не стало житья из-за разногласий с племянниками по поводу советов, перебрался сюда жить.

В войну 1941 – 1945 годов в Ивашковичах осталось мало жителей. Сельчане, спасаясь от немцев, уехали в Россию. При наступлении фашистов и в годы оккупации в деревне сгорело много домов и хозяйственных построек. В послевоенное время для личного строительства люди брали кирпичи и камни из руин архитектурного комплекса.

Время и природные факторы способствуют дальнейшему разрушению храма, колокольни и ограды.

В проекте «Родники Беларуси» указан родник Карьерный. Находится он в двух километрах на юго-запад от деревни, около дороги Ивашковичи – Безводно. На карте столетней давности родник отмечен как колодец. Спрятался он под кроной большого дерева в зарослях кустарника. Несмотря на хозяйственную деятельность и определенные изменения в ландшафте, источник до сих пор жив. Над ним сооружен сруб с крышкой, около сруба место мокрое, а рядом располагается заброшенный и заполненный водой карьер. Вода из родника попадает в этот карьер, потом – в ручеек Барсучинка, далее – в Зельвянку.

От шикарной усадьбы Остроменцких не осталось почти ничего. От сверкающей куполом церкви и колокольни, звон которой разносился далеко по округе, остались разрушенные стены. Остался родник, поивший людей чистой вкусной водой. Осталась богатая история деревни Ивашковичи, известная нам и с большим количеством неведомых страниц. Осталась память.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»