В Музее истории религии открылась выставка картин талантливого живописца и учителя целой плеяды знаменитых художников Юделя Пэна

В Музее истории религии открылась выставка картин талантливого живописца и учителя целой плеяды знаменитых художников Юделя Пэна

Ее привезли в Гродно из Витебска.

В Гродненском государственном Музее истории религии открыли выставку работ выдающегося художника и видного деятеля «еврейского ренессанса» Юделя Пэна.

андрей.jpg
Юдель Моисеевич Пэн является очень знаковой личностью для белорусского искусства второй половины XIX-начала XX века. Коллекция произведений этого художника сегодня занимает особое место в собрании Витебского областного краеведческого музея, где находится большинство работ этого талантливого мастера, – рассказывает заведующий отделом научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работы Музея истории религии Андрей Тихомиров. – Юдель Пэн родился в 1854 году в Новоалександровске Ковенской губернии (ныне это г. Зарасай в Литве) в бедной семье еврея-ремесленника. В возрасте четырех лет он остался без отца, достаточно рано потерял и мать. Но никакие трудности и горести не помешали ему уже тогда проявить свой художественный дар. Юдель Пэн с 5 лет занимался рисованием при каждом удобном случае. Рисовал, чем только придется, – и углем, и карандашом…

IMG_6745.JPG

После школы Юдель уехал в Двинск и поступил на работу к маляру. Первое время красил стены и потолки, а позже ему доверили рисовать вывески. В свободное от работы время юноша все так же делал наброски с натуры, перерисовывал иллюстрации из книг. Пристрастие к искусству с каждым годом становилась все сильнее…

Свой первый художественный гонорар, к слову, Юдель Пэн получил от хозяина-маляра. Однажды, украшая холл, он проявил смекалку и пририсовал поручни к настоящей лестнице. Получилось очень реалистично. Хозяин убедился в больших художественных способностях юного художника. За эту «шутку» мастер заплатил Пэну огромные на тот момент для юноши деньги – 25 рублей.

Тогда он окончательно решил, что будет учиться на художника. Так, в 1879 году он едет в Санкт-Петербург поступать в Императорскую академию художеств. С первого раза поступить ему не удалось: несмотря на то, что его работы были приняты комиссией благосклонно, он не сдал вступительный экзамен по русскому языку и литературе (это было сложно для еврейского мальчика, ведь русский – не его родной язык: евреи говорили на языке идиш).

Но он не опустил руки. Остался в столице Российской Империи еще на год. За это время подучил русский язык и все-таки сдал вступительные экзамены со второй попытки. Его зачислили в класс знаменитого русского художника-реалиста, мастера портретной и исторической живописи и выдающегося педагога Павла Чистякова. Одновременно с Пэном в академии учились будущие ярчайшие звезды русской живописи – Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин.

IMG_6744.JPG

IMG_6748.JPG

В середине 80-х годов XIX века Пэн получил звание художника. Первоначально работал в Риге. Там познакомился с бароном Корфом, а через него впоследствии и с Витебским губернатором Левашевым. В 1891 году возможность создания нормальных условий для жизни и творчества привели художника в Витебск. Он переехал и больше не захотел покидать этот город. В 1892 году открыл там Школу рисования и живописи  — первое еврейское художественное училище в Беларуси. Через его мастерскую и частные курсы живописи прошли знаковые художники. Его учениками были Марк Шагал, французский скульптор Осип Цадкин, народный художник СССР и автор скульптурной композиции на площади Ленина в Гродно Заир Азгур, – отметил Андрей Тихомиров.

В 1927 году по случаю 30-летия творческой деятельности Юделю Пэну было присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

Юдель Пэн был мастером психологического портрета. Он писал старцев, раввинов, сапожников, портных, швей и других ремесленников разных национальностей и вероисповеданий, но особенно любил на своих картинах изображать женщин. В этом можно убедиться, придя на выставку в Музей истории религии. В экспозиции представлена огромная галерея портретов, в которых Пэн отражает свой идеал женской красоты.

IMG_6741.JPG

IMG_6747.JPG

IMG_6742.JPG

В написанных им портретах можно заметить присущую романтизму эстетику страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте, принятой в классицизме. Здесь же – динамизм в композиции. Юделю Пэну удалось создать собственный художественный почерк.

Мастер трепетно передает очертания лица своих натурщиц, их глубину глаз. Все работы проникнуты возвышенностью чувств. В большинстве своём в его портретах – воздушные образы молодых красавиц, – дополнил Андрей Тихомиров.

IMG_6736.JPG

IMG_6734.JPG

Но Юдель Пэн – это не только потрясающий портретист. Часто в своей живописи он отражал жизнь и быт членов еврейской общины Витебска. На полотнах художника – евреи-булочники и евреи-нищие, строители и раввины. Он показывал интересы, ежедневный труд и жизнь каждого из них. И получалось очень реалистично. Это отмечал и Марк Шагал: «Вам не следует идти в поле, не надо гулять по городу, обращать внимание на людей, не надо идти в театр, в церковь, в синагогу — все вы имеете перед собой, все стонет, плачет на картинах Пэна ежеминутно, и днем и вечером, в субботу, в праздник».

Нередко Пэн также обращался и к пейзажной живописи. Многие его картины этого жанра посвящены его любимому городу – Витебску. И все эти направления можно увидеть в Музее истории религии в Гродно до конца мая.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»