Вместо крючка – коклюшки. Откуда в Лидском районе взялось вологодское кружево?

Вместо крючка – коклюшки. Откуда в Лидском районе взялось вологодское кружево?

О старинном русском народном ремесле сегодня написано немало, но вот хранителей этой уникальной техники декоративно-прикладного искусства днем с огнем не сыщешь и в России, не то что в Беларуси. И вот недавно такой человек повстречался мне в Лиде.

Жительница нашего города Марина Бильдь много лет создает настоящее вологодское кружево. Рукодельница уверена: по красоте ажурные узоры не сравнятся ни с какими другими из народных промыслов. Недаром о нем слагались стихи и песни, пишет "Лідская газета".

Химик по образованию, а в душе…

Кружевных дел мастерица родилась в Киргизии. Училась в Москве, где и познакомилась с будущим мужем, коренным лидчанином. После окончания Московского института тонкой химической технологии молодые люди сыграли свадьбу и приехали в Беларусь. С тех пор героиня статьи живет в нашем городе. 

– Моя малая родина – город Кара-Балта, что недалеко от Бишкека, – рассказывает мастерица уникальной вологодской техники. – Во времена Советского Союза это был закрытый населенный пункт с засекреченными производствами, включая местный горнорудный комбинат, который являлся крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. После окончания института я должна была вернуться на родину в качестве молодого специалиста (моя специальность – технология редких рассеянных элементов). Но так сложились обстоятельства, что родиной для меня стала Беларусь. 

Во время декретного отпуска к Марине Бильдь часто приезжала мама Валентина Павловна Гребенюк. Именно она однажды привезла дочери конспекты по кружевоплетению и коклюшки. С тех пор в доме стали появляться уникальные работы. 

«Круживо» – значит «окружать»

О своем любимом занятии лидчанка может рассказывать часами. И в первую очередь раскрывает все его секреты.

– Самые ранние образцы вологодского кружевоплетения, сохранившиеся в российских музеях, относятся к XVII веку, – говорит мастер. – Что удивительно: в основном это кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет прежде всего ценность драгоценных металлов, а не красоту изделия. Такими кружевами украшали наряды, использовались они и в убранстве храмов. Но наибольшую популярность получили в Европе в XVIII веке. Тогда о кружевных украшениях русских мастериц не мечтала редкая модница. А ведь чтобы сделать вологодское кружево, как известные во всем мире слуцкие пояса, нужно было провести за работой немало бессонных ночей. 

IMG_7175.jpg

По словам лидчанки, настоящие кружева Вологодчины не вяжутся крючком. Они плетутся с помощью специальных палочек из можжевельника, или, как их еще называют, коклюшек, на которые наматывается льняная пряжа. Важно учитывать еще один немаловажный атрибут занятия – сколок или рисунок, нанесенный на картон. Последний должен быть сделан максимально точно и грамотно. Только так можно не загубить идею и сплести воздушное кружево. Дело это нелегкое, требующее времени, а главное – усидчивости и терпения.

– Как только нашла себя в этом интересном, увлекательном и очень красивом хобби, изучила много дополнительного материала, прочла много книг, – рассказывает Марина. – Удивительно, но в свое время кружево вологодских мастериц действительно ставили в один ряд с такими всемирно прославленными техниками кружевоплетения, как венецианская и брюссельская. И это, без сомнения, как и тульские самовары в свое время, способствовало дальнейшему самообразованию русских рукодельниц. Да и среди местного населения оно ценилось. К примеру, платье с вологодским кружевом считалось признаком хорошего вкуса и высокого социального статуса. А это говорит о многом. 

Увлечение для души

У каждой женщины хоть единожды, но появляется желание сделать что-нибудь своими руками, взяв в руки спицы, крючок и нити. Но пока одни лишь строят планы, другие уверенно берутся за дело. Сегодня дом лидского мастера украшают многочисленные работы из тонких нитей, которые делают его уютным. В домашней экспозиции – кружевные скатерти, салфетки, предметы одежды. 

– Кстати, когда-то слово «кружево» писалось не иначе как «круживо», – замечает рукодельница. – Может быть, так указывалось на его назначение – «окружать» все вокруг себя непревзойденной рукотворной красотой. 

IMG_7181.jpg

Быть может, сегодня кружева ручной работы не так востребованы, как было в те давние времена. Но, глядя на искусно созданные рукой лидской мастерицы вещи, понимаешь, что именно благодаря таким людям по-прежнему живут традиции народа, а ее труды достойны настоящего восхищения. 

– Как говорил один известный человек, у каждого из нас есть свой талант, навык, ремесло, которые дарят наслаждение и вдохновляют нас,
– отметила Марина Бильдь. – Путь к счастью кроется именно в использовании этого дара. Поэтому, вот уже полтора года находясь на заслуженном отдыхе, я занимаюсь своим хобби. Оно – вдохновение и радость, которой хочется делиться с окружающими людьми. 

Это интересно

Самый главный узор вологодского кружева – снежинка. Именно этот символ русской зимы лег в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера. Часто в работе используются природные мотивы. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом. К примеру, узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье, в виде колоска – привлекал к владельцу кружева достаток и успех. Кружевная Царевна Лебедь означала целомудрие, чистоту, птица Феникс приносила удачу. В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. 
Редакция газеты «Гродненская правда»