Должен ли учитель ответить на звонок на уроке и почему даме можно звонить дольше? Правила телефонного этикета

Должен ли учитель ответить на звонок на уроке и почему даме можно звонить дольше? Правила телефонного этикета

Может показаться, что правила телефонного этикета элементарны, но так ли это?

Смартфон уже является своеобразным продолжением руки. Почти каждый день мы набираем чей-то номер или принимаем вызов. Может показаться, что правила телефонного этикета элементарны, но так ли это? О том, как правильно вести диалог и какие ошибки мы чаще всего совершаем, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала член Национальной ассоциации специалистов по протоколу и этикету Елена Григорьева.

— Тема этикета телефонных звонков на первый взгляд кажется простой и понятной, но на практике оказывается не так. Почему же мало внимания уделяется этому вопросу?

— Действительно, мы уже не мыслим своей жизни без телефона. Половина деловых, да и личных бесед проходит по нему. Звонок часто становится началом деловых отношений. Или не становится? А как много случаев страха перед звонками! Страха перед тем, что не выслушают, не поймут, не согласятся и т. д. Поэтому лучше знать некоторые правила и приемы, которые значительно облегчают телефонное общение.

На самом деле об этих нормах говорят достаточно много: в рамках делового, светского и цифрового этикета. Раздел о телефонных разговорах есть во многих книгах по этикету. Некоторые специалисты, которые ведут блоги в соцсетях, пишут посты на эту тему, но в них сложно передать все нюансы и рекомендации. Поэтому правильному и корректному общению по телефону стоило бы обучать в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, на семинарах и тренингах для сотрудников компаний.

woman-791874_960_720.jpg

— Какие же ошибки чаще всего совершают люди при разговоре. На что стоит обратить внимание?

— Наверное, каждый сталкивался с ошибочными звонками, когда первое, что вы слышите: «А кто это?» или «Куда я попал?» Тому, кто позвонил, лучше поинтересоваться: «Это такой-то номер?», «Могу я услышать того-то?» и т. д.

Неприятно, когда тот, кому позвонили, сворачивает диалог первым, не давая высказаться до конца. Если вы ограничены во времени, об этом лучше сказать в начале и договориться на другое время. Есть еще понятие «повисшие звонки», когда вы пообещали, но не перезвонили. Старайтесь их не допускать. Если не получилось, напишите и объясните причины.

— Что нельзя делать во время разговора, особенно с незнакомыми людьми?

— В этикете нет жестких правил, зато есть много разных ситуаций. Поэтому в первую очередь нужно руководствоваться уважением к собеседнику. Старайтесь по возможности не разговаривать на ходу и на улице, где много шума. Лучше выбрать тихое спокойное место, где вас хорошо слышно. Не ешьте, не пейте во время беседы. Это будет неуважительно даже по отношению к близким.

Не включайте громкую связь, не уведомив и не спросив разрешения вашего собеседника. Это же касается и видеосвязи. Не стоит разговаривать параллельно еще и с другими людьми. А если есть такая необходимость, то извинитесь и попросите немного подождать. Но не заставляйте ждать долго. Цените время собеседника.

— Правда ли, что нужно отвечать только после 2–3 гудков?

— Отвечать можно и после первого, но желательно не позже четвертого. Конечно, сложно использовать счет, если у вас установлена мелодия. Просто имейте в виду, что надо ответить достаточно быстро, потому что есть зеркальное правило для звонящего — ожидать ответа не более 5–6 гудков. Считается, что даме на сотовый телефон можно звонить и дольше. Случается, что телефон еще нужно отыскать в сумочке среди множества других весьма важных вещей.

орп.JPG

— Какие есть правила принятия или, наоборот, отклонения вызовов в общественных местах, на работе, во время учебы?

— Если номер вам известен, то перезвоните в ближайшее время, а лучше сразу отправьте сообщение о том, что вы не можете сейчас разговаривать, и предложите написать вам, если это срочно. На работе, учебе, в театре, кино, на выставке, мероприятиях, встречах звук должен быть выключен. Даже вибросигнал может быть лишним. А в кинотеатре и театре еще и яркость экрана нужно приглушить.

На работе не стоит злоупотреблять личными разговорами. Звук надо выключать. Если коллега вышел, а звонит его мобильный, не отвечайте вместо него даже из лучших побуждений. Есть еще одно негласное правило: преимущество имеет тот, кто находится перед вами.

На занятиях есть преподаватель и ученики. Это время принадлежит им. Телефонные беседы могут подождать до перерыва. Если что-то срочное — напишите сообщение. Звук, в том числе вибросигнал, на занятиях должен быть выключен, чтобы никому не мешать. Вы можете себе представить артиста, отвечающего на звонок во время выступления? Нет. Почему же учителя, лекторы и те, кто лично работает со слушателями, могут? Такую же аналогию можно провести между учениками, студентами и зрителями в зале.

— В Интернете есть много разных правил общения с клиентами и друзьями: четко указать причину звонка, следить за речью, не прерывать собеседника. Может, есть еще какие-то неочевидные на первый взгляд, но важные вещи в разговоре?

— Если говорить о деловых звонках, то нужно помнить аксиому: то, как говорит по телефону сотрудник компании, создает впечатление обо всей организации. Но именно по телефону чаще всего позволяют себе грубость, бестактность, раздражительность, недовольство. Это продиктовано ощущением безнаказанности: вы меня не видите и ничего не сделаете.

Для делового и личного телефонного разговора есть ряд несложных правил, которые помогут расположить собеседника к себе:

— лучше договориться о звонке и его времени заранее;
— тот, кто звонит, приветствует и представляется первым. Затем сообщает о цели и потом спрашивает, удобно ли это обсудить сейчас;
— деловой звонок длится 3–5 минут. Если нужно больше времени, то договоритесь, когда вам двоим будет удобно;
— принято сначала излагать суть вопроса, потом уже переходить к деталям. Важно — запоминаются начало и конец, поэтому основную мысль повторите в конце диалога;
— подводит итог тот, кто позвонил. Завершает руководитель. В светской ситуации может завершить дама или человек почтенного возраста;
— если связь прервалась, перезванивает тот, кто был инициатором диалога;
— не заканчивайте фразу за собеседника;
— будьте вежливы и тактичны. Не делайте резких суждений;
— к деловому разговору следует подготовиться заранее: продумать то, о чем будете говорить, запастись бумагой и ручкой, необходимыми документами, цифрами и т. д.

по.JPG

— Очевидно, что многие знакомы с этими правилами. Но далеко не все почему-то им следуют. Что вы можете порекомендовать нашим читателям?

— Интересно то, что молодым людям поколения Z, в отличие от представителей старших поколений, не нужно объяснять, что перед звонком лучше сначала написать и договориться о нем. Нынешней молодежи вообще сложнее позвонить. Это такая поколенческая особенность. Есть мнение, что мы в последнее время лишаемся человеческого общения, прикрываясь этикетом и личными границами. Поэтому я рекомендую сохранять баланс. Сообщения в мессенджерах не могут заменить живое человеческое общение. Не бойтесь разговаривать по телефону. Просто будьте корректны и уважительны по отношению к своему собеседнику.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»