Когда авиация – и работа, и хобби. В коллекции лидского пилота более полутысячи экземпляров нагрудных знаков отличия летного состава

Когда авиация – и работа, и хобби. В коллекции лидского пилота более полутысячи экземпляров нагрудных знаков отличия летного состава

С авиацией связана абсолютно вся жизнь пилота, с самого детства.

Для заместителя командира по идеологической работе 116-й штурмовой авиационной базы гвардии подполковника Эдуарда Жмакина авиация – не просто работа, lidanews.by.

IMG_4436.JPG
С авиацией связана абсолютно вся жизнь пилота, с самого детства. Ведь отец штурмовика, Николай Васильевич, также был военным летчиком и часто брал сына с собой на аэродром. Папина работа, книги о летчиках и кинофильмы о Великой Отечественной войне, с каждым днем все больше расширяя кругозор мальчика, шаг за шагом уводили Эдуарда в мир авиации. Поэтому с выбором профессии у выпускника средней школы № 2 города Березы (Брестская область) вопросов никогда не возникало: военный летчик, однозначно.

В правильности выбора жизненного пути Эдуард Николаевич ни разу не усомнился. Впрочем, авиации летчик посвящает не только рабочее время, но и свободное. Есть у заместителя командира по идеологической работе интересное увлечение – коллекционирование нагрудных знаков отличия летного состава. Кажется невероятным, но коллекция превышает полтысячи (!) экземпляров. В ней представлена воинская атрибутика ста десяти стран, причем исключительно – авиаторов.

Вопрос, какие знаки отличия носят летчики других стран, заинтересовал Эдуарда Николаевича после того, как ему, выпускнику Военной академии Республики Беларусь, через год службы в 927-й истребительной авиационной базе в городе Береза выдали нагрудный знак «Военный летчик 3-го класса». Молодой летчик стал изучать эту тему, которая даже теперь кажется пилоту бесконечной. Ведь, по мнению самого коллекционера, его собрание – это лишь третья часть от всех существующих знаков отличия авиаторов.

В коллекции Эдуарда Жмакина есть знаки классности в виде значков и в виде нашивок, среди которых встречаются экземпляры ручной работы. По имеющимся экземплярам можно изучать географию: Танзания, Кения, Уругвай, Парагвай, Бельгия, Бангладеш, Таиланд, Пакистан, Индия, Иордания, Мексика, Аргентина, Греция, Куба... Есть знаки отличия авиаторов таких стран, которых на политической карте мира уже не найти (СССР, ГДР, Югославия), представлены и молодые государства (Сербия, Черногория, Македония). 

Нагрудные знаки отличия летчиков отдельных стран имеют несколько вариантов. К примеру, значки классности Эквадора отличаются по причине разных производителей. А знаки отличия авиаторов Венесуэлы претерпели изменения из-за смены в стране национального герба: в разные годы изображенная на нем лошадь скачет в противоположные стороны (не беря во внимание другие детали).

Конечно, интернет во многом облегчил жизнь коллекционеров, ведь данному хобби посвящены целые сайты, есть группы в социальных сетях. При этом незнание языка – не проблема: общий смысл сообщения жителя любого уголка Земли донесет Гугл-переводчик, дело остается за малым – правильно составить предложение. Не составит большого труда и детально рассмотреть интересующий экземпляр, причем даже заочно: в помощь коллекционерам мобильные телефоны, благодаря которым можно сделать фото коллекционного значка с любого ракурса и в считанные минуты отправить собеседнику. 

Рассматривать знаки принадлежности к летному составу необходимо до мельчайших подробностей, ведь их часто подделывают, – рассказывает Эдуард Жмакин. – Интерес представляют, конечно же, только подлинники. Личность собеседника также необходимо проверять, так как, к сожалению, встречаются и мошенники. Чаще всего с коллекционерами из других стран мы просто обмениваемся «повторками», отправляя друг другу бандероли почтой. А бывает, что кто-то распродает свою коллекцию.

Когда появляется новый экземпляр, Эдуард Николаевич старается «накопать» о нем максимальное количество информации. Что за страна, какая национальная символика, кто может носить тот или иной нагрудный знак отличия, какова история государства, как развивалась в нем авиация. В помощь – книги и, конечно же, просторы интернета. «Высшим пилотажем» при этом считается найти историческое фото, подтверждающее ношение нагрудного знака отличия военным авиатором. Собранной информацией коллекционер со стажем охотно делится с единомышленниками: в Фейсбуке Эдуард Жмакин создал свою страницу, у которой на сегодняшний день сотни подписчиков. 

Жена, Юлия, хоть и понимает, что часть семейного бюджета трансформируется в значки и нашивные знаки отличия, поддерживает хобби супруга. А для пятилетнего Марка – сынишки военного летчика – значки из папиной коллекции – и вовсе самая желанная игрушка. Но это пока. Вполне возможно, что со временем увлечение отца станет для сына первой ступенькой на пути к освоении профессии деда и отца.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»