Предприятия легпрома предлагают пересмотреть правила игры на рынке из-за ситуации с COVID-19

Предприятия легпрома предлагают пересмотреть правила игры на рынке из-за ситуации с COVID-19

Производители товаров легкой промышленности предлагают пересмотреть правила игры на рынке из-за ситуации с пандемией нового коронавируса. Речь об этом шла в пресс-центре БЕЛТА во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" - "Легкая промышленность Беларуси: вызовы и риски".

000021_0B186FD46A6324424325853D002A9D79_416700.jpg

Генеральный директор ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" ("Блакіт") Иван Турчак не исключил, что в складывающихся условиях у белорусских производителей появится больше возможностей, чтобы занять новые ниши. В то же время он обратил внимание, что мировой рынок товаров легпрома в силу своей специфики "будет очень быстро падать и очень медленно восстанавливаться". "И понятно, что в данной ситуации, наверное, правила игры на рынке надо было бы в этот период пересмотреть", - считает он. Сегодня, по словам гендиректора БПХО, потребность в этом чувствуют в первую очередь производители, отчасти ритейл. "Если в данной ситуации мы будем относиться к собственному рынку, как относились до этого, в том числе в части секонд-хенда, контрафактного товара, то, наверное, в период снижения спроса многим добросовестным производителям будет очень тяжело", - предположил он. 

000021_0B186FD46A6324424325853D002A9D79_71068.jpg

Так, еще до ситуации с COVID-19 на белорусском рынке стало появляться довольно много контрафактной продукции, в том числе из стран Средней Азии. Эти товары не соответствуют техническим регламентам Таможенного союза и на территорию Беларуси попадают, как правило, из России. Что до секонд-хенда, то производители одежды заявляют о необходимости установить одинаковые правила и в том, что касается соблюдения стандартов безопасности (так, с некоторых пор дезинфекция этих вещей перешла в разряд рекомендаций), и в части уплаты таможенных платежей. Некоторые магазины секонд-хенда, пользуясь правовым пробелом, торгуют не поношенными, а стоковыми, по сути, новыми вещами, констатировали специалисты.

"Беллегпром": медицинские маски в Беларуси шьют для внутреннего рынка

000021_1585728464_385469_big.jpg

Медицинские маски в Беларуси шьют для внутреннего рынка. Первоочередная задача - обеспечить собственные потребности. Об этом в пресс-центре БЕЛТА во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" - "Легкая промышленность Беларуси: вызовы и риски" сообщила начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна "Беллегпром" Светлана Кахро.

Представитель "Беллегпрома" прокомментировала возможности Беларуси поставлять медицинские маски на экспорт. "Сейчас перед нами стоит задача обеспечить собственное население и собственную потребность, чтобы люди имели возможность приобретать маски в аптечных сетях, как государственной формы собственности, так и частной. На этом мы в первую очередь делаем акцент", - подчеркнула она.

Светлана Кахро добавила, что к предприятиям "Беллегпрома" подключается частный бизнес. "Обращаются предприятия, у которых сегодня не загружены мощности, но есть швейное оборудование, швеи. Быстро перепрофилируем их на выпуск масок", - сказала она.

Марлю для масок выпускает Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение ("Блакіт"), бинты - могилевское предприятие "Лента". БПХО увеличило выпуск марли в 2,5 раза. Также здесь наладили производство ткани, которая благодаря специальной обработке может ее заменить.

На выпуск медицинских масок переориентирована часть предприятий концерна. Производство постепенно наращивается и сейчас достигает примерно 300 тыс. изделий в сутки. На прошлой неделе гродненское ООО "МедЛен" начало выпускать сменные хлопково-льняные вкладыши, которые можно клеить в любую маску для усиления защитного эффекта. Вместе с тем в концерне "Беллегпром" обращают внимание, что говорить о зацикленности на производстве медицинских изделий нельзя, ассортимент продукции остается прежним.

Ситуация на мировом рынке не могла не отразиться на белорусском легпроме. В концерне характеризуют ее как стрессовую, но в то же время призывают видеть в ней и некоторые плюсы для экономики и потребителей. Так, в нынешних условиях отечественные предприятия начнут увеличивать долю на внутреннем рынке, что будет способствовать импортозамещению.

Как сообщалось, для обеспечения фармацевтических организаций необходимым объемом медицинских масок руководство "Беллегпрома" приняло решение о временном перепрофилировании ряда предприятий для пошива медицинских изделий. Теперь маски будут изготавливать 15 предприятий, а планируемый общий объем производства - 550 тыс. изделий в сутки.

Секонд-хендам в Беларуси разрешат торговать только поношенной одеждой

В Беларуси готовят изменения для магазинов секонд-хенда, им разрешат торговать только поношенной одеждой. Об этом в пресс-центре БЕЛТА во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" - "Легкая промышленность Беларуси: вызовы и риски" сообщил начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало.

В Беларуси действуют правила продажи отдельных видов товаров. Бывшим в употреблении вещам посвящена отдельная глава. "Мы сейчас активно прорабатываем вопросы по корректировке этих правил, по четкому разграничению и определению формата работы данных магазинов, - пояснил представитель МАРТ. - Если магазин позиционирует себя как секонд-хенд, то будьте добры тогда продавайте товары, бывшие в употреблении, а не стоковую одежду. Если это стандартный магазин, то соответственно там может реализовываться и сток". По его мнению, такая норма не будет ограничительной. "В ней не усматриваются какие-либо ограничения либо признаки, которые могут в дальнейшем способствовать нарушению антимонопольного законодательства с точки зрения ограничения конкуренции. Она просто установит определенный порядок, определенные требования к магазинам секонд-хенда", - сказал Михаил Жигало.

Он напомнил о предложении концерна "Беллегпром" вынести магазины секонд-хенда из областных центров, крупных городов, с оживленных улиц. По словам Михаила Жигало, в МАРТ такие меры считают чрезмерными в нынешних реалиях. "Потому что такие магазины - это все-таки магазины повышенного спроса. Но, на наш взгляд, тут нужно именно регулирование", - обозначил он точку зрения министерства. Определенные субъекты хозяйствования пользуются правовым пробелом, чтобы уходить от уплаты таможенных пошлин. В результате добросовестные предприятия проигрывают в конкурентной борьбе, констатировал представитель МАРТ.

Генеральный директор ООО "Марк Формэль" Андрей Сериков во время дискуссии привел статистические данные: за последние 4 года объем ввезенного в страну секонд-хенда увеличился в пять раз до 48,5 т. По его словам, это более чем в два раза превышает количество сырья, которое переработали все швейные и текстильные предприятия Беларуси вместе взятые. "То есть, собственно говоря, нам уже впору создавать министерство под секонд-хенд - если рассматривать объемы", - пошутил он.

Специалист: секонд-хенд - элемент устойчивого потребления, но и здесь желательно покупать свой товар

000022_1585730010_385476_big.jpg

Секонд-хенд соответствует духу устойчивого потребления, но и здесь желательно покупать свой товар. Такое мнение в пресс-центре БЕЛТА во время очередного заседания проекта "Экспертная среда" - "Легкая промышленность Беларуси: вызовы и риски" высказал генеральный директор ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" ("Блакіт") Иван Турчак.

Он подчеркнул, что никто из производителей товаров легпрома в Беларуси не против секонд-хенда. "Это нормально для устойчивого потребления. Конечно, желательно перерабатывать и потреблять свой секонд-хенд, а не тот, который носили наши соседи", - считает Иван Турчак.

При этом гендиректор БПХО подчеркнул, что если бы белорусский секонд-хенд завозился в Европу на тех же условиях, что и европейский в Беларусь, то отрицательных моментов было бы очень много. Он предложил представить, что было бы, завези белорусы, например, в Швецию, с ее культом устойчивого потребления, не прошедшие санобработку вещи. Между тем в Беларуси с некоторых пор дезинфекция секонд-хенда перешла в разряд рекомендаций.

Его поддержала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. Она рассказала, что около 13 лет назад участвовала в запуске проекта по устойчивому потреблению. И зарубежные эксперты высказывались в том же духе. Люди могут отдавать предпочтение одежде из секонд-хенда по разным причинам. Но белорусским производителям помимо прочего не хватает рекламы. Анна Суша обратила внимание, что, например, в России продукция белорусского легпрома пользуется большой популярностью. "Часто бываю в России, коллеги, которые работают в системе защиты прав потребителя, всегда восторгаются нашей продукцией", - отметила она.