Четыре мнения о работе психолога. Главное – честно ответить на вопрос: зачем иду в профессию?

Прийти к психологу, чтобы справиться с различными эмоциональными проблемами, разобраться в себе или наладить отношения с членами семьи… Еще несколько лет назад такой вариант многие считали для себя неприемлемым. Однако сейчас все чаще люди убеждаются в том, что душу, как и тело, должен лечить профессионал. Неоценима роль психолога в учебных учреждениях: детских садах, школах, колледжах и вузах – там, где их поддержка нужна  еще формирующимся личностям. О том, как психологи помогают обрести душевное равновесие другим, как справляются с трудностями сами, а также о возможностях, которые дает такая профессия, рассказали начинающие и опытные психологи.

психолог.jpg

Душевный разговор и уголок уединения

Выпускницы факультета психологии ГрГУ имени Янки Купалы Анастасия Лава и Альмира Краткевич – молодые специалисты. Трудовой стаж у начинающих психологов – несколько месяцев. Обе на первые места работы – в Ивье и Зельву – отправились по распределению. Причем Альмира Краткевич – «целевичка». Девушка признается, что хотела вернуться в родной для нее Ивьевский район.

В год распределения оказалось вакантным место психолога в Ивьевском яслях-саду–начальной школе. Так и сбылась моя вторая мечта – работать в Ивье. Первой было стать психологом, – рассказывает педагог-психолог и добавляет, что теперь ее рабочий день расписан по часам.

К слову, справляться с нагрузкой начинающему психологу помогает детальное планирование рабочего времени. В основном, конечно, все подчинено работе с детьми. Диагностика, беседы, консультации, коррекционные занятия… Если надо, составит программу индивидуальной работы с конкретным учеником, подготовит программу адаптации новых учеников к школе. Есть вопросы? Рядом всегда готовые прийти на помощь коллеги, в том числе опытные психологи Ивьевского районного социально-педагогического центра.

Есть такие ребята, которым, чтобы восстановить запас сил, почувствовать себя защищенным, нужно побыть наедине с собой, – говорит Альмира. – Для них в моем кабинете оборудован «уголок уединения». В любое время каждый ребенок, чтобы самостоятельно «переварить» какую-то стрессовую ситуацию, может прийти и посидеть там. Многим такой рецепт помогает справиться с негативными эмоциями.

Настроена развиваться в профессии и ее однокурсница Анастасия Лава – педагог-психолог зельвенской средней школы №3.

detskij_psiholog-768x512.jpg

Во время учебы в вузе уже сформировалось четкое представление о том, в чем заключается работа психологов в школах и детских садах. Решение стать психологом только окрепло. Нередко приходится работать в быстром темпе, стараюсь правильно расставлять приоритеты: присваиваю заданиям уровень важности и очередность. Уже вижу результаты своего труда, понимаю: лучшей профессии, чем психолог, нет, – говорит Анастасия.

Связующее звено

Педагогу-психологу Гродненского государственного электротехнического колледжа имени Ивана Счастного Марине Матифейчик, которая в профессии более 20 лет, не раз доводилось работать над восстановлением семейных связей между подростками и родителями.

За помощью и профессиональной консультацией ко мне обращаются на разных этапах развития семейных отношений, – рассказывает Марина Богдановна. – Например, послушный и домашний подросток вдруг становится неуправляемым, есть дети, у которых отношения с близкими людьми нарушены. Эти жизненные ситуации – самые сложные. В таких случаях действенная помощь в работе с детьми – временный переход из роли психолога в позицию родителя. Он заключается в компенсации недостающего родительского понимания и внимания. Требуется множество встреч, чтобы изменить ситуацию.

Почему такие проблемы возникают? В первую очередь, отмечает педагог-психолог, из-за недостаточно развитой родительской ответственности за воспитание детей, отсутствия доверительных отношений. Причина также кроется в нежелании родителей создавать в семье комфортную атмосферу, где есть место спокойным беседам, совместному обсуждению важных для семьи вопросов, где ценятся традиции и есть уважение друг к другу.

Профессиональная жизнь психолога – это еще и многочисленные республиканские и международные семинары, курсы и тренинги, словом, постоянная учеба. Результаты работы Марины Матифейчик высоко оценены и среди коллег: в прошлом году Гродненский государственный электротехнический колледж имени Ивана Счастного занял первое место в областном смотре-конкурсе кабинетов педагогов-психологов учреждений образования.

14p_psiholog_d_850.jpg

Быть психологом – значит  постоянно саморазвиваться, начиная с первых шагов профессиональной деятельности. Начинающим психологам, работающим в учреждениях образования, посоветую, как это в свое время сделала сама, определить место и роль психолога в учреждении. Вникнув в запросы с учетом специфики колледжа, я так обозначила ее для себя – связующее звено между всеми субъектами образовательного процесса, – рассказывает Марина Богдановна.

Собеседница отмечает, что молодых специалистов, начинающих свою профессиональную деятельность, зачастую шокирует объем работы педагога-психолога в учреждении образования.

Повысить результативность работы психолога поможет грамотная организация своего рабочего времени. Также важно наладить сотрудничество со всеми специалистами социально-педагогической и психологической служб учреждения образования, администрацией, законными представителями учащихся, а иногда и медиками. Настроить коллектив на такой формат – одна из первоочередных задач психолога.

Помогающая профессия


Профессия психолога для меня больше, чем просто профессия, – рассказывает педагог-психолог средней школы №23 Гродно Наталья Мешкова, стаж которой – более 15 лет. – Это образ жизни, мыслей, состояние души, особое отношение к людям, к событиям. А вот насколько будешь успешен в профессии, зависит от личностных качеств, от мотива выбора, понимания того, что необходимо постоянно самосовершенствоваться.

Наталья Алексеевна и сейчас продолжает учиться. Гештальт-консультант, медиатор, консультант-практик по работе с метафорическими ассоциативными картами, мотиватор… Перечень направлений, в которых она успешно работает, можно продолжить. Свой опыт ежедневно применяет на практике.

– Психолог в школе работает с триадой: учитель, ученик, родители. В числе основных задач – сопровождение ребенка во время так называемых сложных перидов, помощь в адаптации к обучению в школе, переходу в среднее и старшее звено, в выборе профессии, психологическая поддержка во время конкурсов и олимпиад. Не менее важны вопросы детско-родительских отношений, взаимоотношений со сверстниками, педагогами, помощь в личностном становлении, – рассказывает Наталья Мешкова.

Психолог подчеркивает, что наиболее распространенная причина проблемного поведения детей – недостаток внимания со стороны взрослых и «непогода в доме».  Совет родителям – находить время для общения с ребенком. Нужно дать понять, что вы как родитель всегда рядом, на его стороне и поддержите его.

прихолог.jpg

Работа с детьми и родителями строится на доверии, а оно к специалисту школы №23 Гродно достаточно высокое. Обращаются за помощью к школьному психологу родители и учащиеся и из других учебных учреждений: Наталья Алексеевна еще и руководитель ресурсного центра «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение участников образовательного процесса», который с 2017 года работает в Ленинском районе Гродно.

Наша цель – помогать в решении вопросов психологического характера учащимся школ района и их родителям, – рассказывает Наталья Мешкова. – Педагоги и специалисты социально-педагогической службы учреждений образования также обращаются к нам за помощью в проведении конференций, семинаров, практикумов, групповых и тренинговых занятий. Психологам очень важно взаимодействие и сотрудничество. В прошлом году, например, впервые в районе прошел Апрельский психологический марафон, в котором приняли участие опытные и только пришедшие в профессию психологи.

На базе ресурсного центра работает антикризисная проблемная группа – наиболее опытные педагоги-психологи Ленинского района консультируют коллег.

Важна и поддержка администрации школы, и условия, в которых работает специалист. Созданию достойных условий работы способствует ставший уже традиционным конкурс кабинетов педагогов-психологов учреждений образования. В декабре 2018 года кабинет педагога-психолога нашей школы стал победителем в этом конкурсе, – рассказывает Наталья Мешкова, а на вопрос, что позволяет эмоционально не выгореть, отвечает: «Осознание значимости работы».

– Люди помогающих профессий, куда входит и профессия психолога, находятся в группе риска по эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации. И не всегда это у специалиста, который работает длительное время. С этим может столкнуться и выпускник вуза в начале своей профессиональной деятельности. Это может быть связано со слабой мотивацией к выбранной профессии, непроработанными личными проблемами, недостаточным осознанием собственных ресурсов. Для продуктивной и плодотворной работы очень важно психологу заботиться о своем психологическом здоровье и эмоциональном состоянии, – советует педагог-психолог.

СТОИТ ПОЧИТАТЬ

Программа самообороны для таксистов и победа над ступором. Как гродненка Анна Тулько учит постоять за себя

Как адаптироваться после декретного отпуска

Проект «Няня вместо мамы» работает в Гродненской области