Наталья Черкес: «Литература – это подготовка к жизни». Новая часть проекта "Учитель. Да!"(+видео)

Наталья Черкес: «Литература –  это подготовка к жизни». Новая часть проекта "Учитель. Да!"(+видео)

«Русская литература. 9 класс». На обложке этого учебника значатся имена двух авторов: учителя Скидельской СШ №1 Натальи Черкес и преподавателя БГУ Светланы Захаровой.

Именно по этому учебнику с минувшего года изучают литературу девятиклассники всей страны. О том, что его отличает, мы поговорили с автором – учителем-методистом Натальей Черкес. Заодно выяснили, почему ученикам не обязательно знать, что такое онегинская строфа, попытались вспомнить имя матери Пушкина и послушали, как читают стихи школьники.

Рекомендовано!

Со средней школой №1 Скиделя Наталья Черкес связана практически всю жизнь: сначала училась здесь, и вот уже почти 30 лет как преподает сама, обучает грамоте и прививает любовь к книгам. А еще – активно делится опытом работы с коллегами, ведь Наталья Ивановна – учитель-методист. Это самая высокая категория, которую может получить педагог. А в марте нынешнего года Наталья Черкес получила из рук Министра образования Игоря Карпенко нагрудный знак «Отличник образования».

IMG_0516.JPG

Несколько лет назад по предложению методиста Гродненского областного института развития образования Людмилы Чаботько Наталья Черкес приняла участие в республиканском конкурсе на создание учебника русской литературы для 9 класса. Говорит, когда начинала, не представляла, сколько трудностей будет впереди. Но она – человек увлекающийся: конкурсный материал подготовила тщательно, хотя не рассчитывала на то, что выиграет. Но государственная комиссия посчитала, что ее видение современного учебника оказалось лучшим.

Наталья Черкес работала в соавторстве со Светланой Захаровой, преподавателем БГУ, у которой уже был опыт подготовки учебников. Так свои усилия объединили педагог с большим опытом работы и ученый.

IMG_0551.JPG
– Два года мы создавали учебник, и сейчас им пользуются все девятиклассники страны. Приятно слышать от коллег хорошие отзывы, – говорит учитель. – У меня самой в этом году, к счастью, нет 9-х классов. Признаться, хочется немного отдохнуть от учебника. На него ушло много времени и душевных сил. Но результат – учебник нового поколения.

Рассказывает педагог и о некоторых особенностях подбора материала и планирования заданий в новом учебнике:

– Старались, чтобы задания были практикоориентированными. Если это размышления над чем-то, они должны выйти на какой-то конечный продукт. Важно, чтобы была связь с личным опытом. Например, предлагаем ребятам назвать имена мамы и няни Пушкина. Все в первую очередь вспоминают няню Арину Родионовну. Почему? Мы говорим с учениками о роли разных людей в жизни Пушкина, а затем предлагаем подумать, кто сыграл такую значимую роль в их жизни, и сказать этим людям добрые слова. То есть старались предлагать задания, которые выводят на жизненный опыт.

IMG_0518.JPG

Также Наталья Ивановна предложила дополнить текстовый материал своими снимками памятников и памятных мест, связанных с литераторами. Идею не сразу, но одобрили. Ведь они не просто для украшения: к каждой фотографии – свое задание. Например, рассматривая памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате, к которому молодожены нередко приносят цветы, старшеклассники рассуждают, а был ли брак поэта счастливым и что можно назвать счастливой семейной жизнью сегодня.

Сейчас Наталье Черкес предложили составить планы-конспектов уроков русской литературы в 9 классе. И хотя эта работа также отнимает много времени, взялась за нее как за возможность реализовать то, что не позволил сделать формат учебника. Ведь создан учебник в первую очередь для учеников, а вот планы – уже в помощь педагогам, ее профессиональная подсказка, как можно работать с тем или иным материалом. Опыт подготовки методического материала у педагога из Скиделя уже есть: созданы планы-конспекты уроков русского языка в 9 классе.

IMG_0537.JPG

Креативное чтение

В ноябре прошлого года Наталья Черкес стала финалисткой международного конкурса «Закачай знания!», посвященного использованию цифровых технологий в образовании. Педагог представила свой блог «Креативное чтение» и сайты, которые она ведет: «Пусть читают» и «Муза в солдатской шинели».

– В своем блоге размещаю также видеоролики, где ученики читают стихи. Не так давно пятиклассница Екатерина Волонсевич прислала видео, где она читает стихотворение Самариной-Лабиринт «Юность и зрелость». Я была поражена, когда слушала его: пятиклассница читала так, будто у нее за плечами прожитые годы. Слушали и мои коллеги, не могли поверить, что ребенок так понимает и читает стихи. Наши дети умнее, глубже, чем мы их порой видим. Главное – давать возможность раскрыться и показать себя.

Такая возможность у ребят есть в том числе благодаря сайту «Пусть читают», который ученики создали с педагогом. Там много видеороликов, где талантливые скидельчане читают стихи. К ученикам подключаются родители, бабушки, не остались в стороне бывшие выпускники, присоединились даже учащиеся из других стран. Новая рубрика – «Наша память», в которой собраны поэтические произведения о войне.

– Мне хочется, чтобы как можно больше ребят полюбили книгу и чтение. Я думаю, если ученик не будет знать даты биографии Пушкина или что такое «онегинская строфа», ничего страшного не случится. Намного хуже, если он не поймет, что Онегин так и не обрел счастья, так как он потерял друга, прошел мимо любви, жил практически без смысла и цели… А как заинтересовать ребят? Стараюсь смотреть на любой текст в современном преломлении. Например, изучая «Преступление и наказание», касаемся и таких вещей, как одиночество человека в большом городе, фанатичная идея, которая подчиняет себе и может вести к преступлению. Я рассматриваю литературу как подготовку к жизни.

IMG_0526.JPG

Остановись, мгновенье!

Традиционно спрашиваем педагога о достижения, победах. И – опять же традиционно для многих педагогов – Наталья Черкес начинает рассказывать об успехах учеников.

Так, в 2017 году с учениками 9 и 10 классов выиграли конкурс, организованный Институтом Пушкина в Москве, и их, единственную команду из Беларуси, пригласили в «Артек». Наши отличились и там: завоевали титул самой эрудированной команды. А Наталья Черкес стала лучшим учителем в конкурсе среди педагогов, мотивирующих к изучению русского языка.

В прошлом учебном году учреждение образования посетил консул России – чтобы лично поздравить 11-классника Андрея Петушка с победой в конкурсе сочинений «Напиши письмо президенту РФ». Школе передали библиотеку от Россотрудничества, в ней – несколько десятков изданий. Андрея наградили участием в образовательной программе «Здравствуй, Россия». Такую же поездку выиграла и Вероника Мистюк, победительница конкурса чтецов, который проходил в рамках большого международного конкурса, посвященного 200-летию со дня рождения Тургенева. А школа стала обладателем еще одной библиотеки от Россотрудничества. В ней – произведения классиков русской литературы, вспомогательные материалы по русскому языку, справочники, словари.

Трижды ученики педагога были финалистами Международной олимпиады по русскому языку, организованной Институтом Пушкина в Москве. Татьяна Бубен награждена дипломом. Трижды воспитанники Натальи Черкес становились победителями олимпиады Союзного государства, награждены дипломами Специального фонда Президента Республики Беларусь. Педагог также является лауреатом этого фонда.

Наталья Черкес и ее ученики стараются не пропускать ни одного конкурса, который им интересен. Как бы банально это ни звучало, для них главное – совсем не победа.

Само участие – это интересный опыт. Конкурс – не гонка за победой, когда ты на исходе физических и эмоциональных сил пытаешься непременно выиграть. Важен не только результат, но и процесс: мы работаем командой, создаем, творим вместе, общаемся и получаем от этого огромное удовольствие. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Это именно такие мгновения.