Новые маршруты и больше экологичности. Как Гродно развивает общественный электротранспорт

Новые маршруты и больше экологичности. Как Гродно развивает общественный электротранспорт

Рассказами об автомобилях без двигателя внутреннего сгорания уже не удивить – предсказания фантастов и прогнозы ученых сбылись давно. Гибридные и электрокары давно на дорогах республики. Более того на улицах можно встретить общественный электротранспорт: электробусы, трамваи, классические троллейбусы и – совершенная новинка – троллейбусы на автономном ходу. Тренд для нашей страны понятен: близится запуск Белорусской АЭС, которая станет источником колоссальной энергии. В столице уже готовят комплексную программу по переходу всего общественного транспорта в крупных городах на электрический. В Гродно уже есть что показать.

photo_2020-04-27_21-34-44 (2).jpg

Для общей пользы

По гродненским маршрутам давно курсируют троллейбусы, которым необязательно прикасаться к проводам. В народе их зовут «бесконтактными», однако, директор Гродненского троллейбусного управления Виктор Шарейко тотчас поправляет: «троллейбусы с увеличенным автономным ходом». Гродно стал первым областным центром, где появились такой «универсальный» транспорт. В 2017 году их было только пять, сейчас – в три раза больше:

– В конце прошлого – начале этого года мы получили еще десять таких троллейбусов,– рассказывает Виктор Шарейко. – Первые пять уже прошли по 300 тысяч километров каждый, поэтому сомневаться в правильности нашего выбора не приходится.

afc1a8e971ad7044849a5afdccbb0c31.jpg

Первоначально же в Беларуси начали присматриваться к электробусам. Они курсируют в основном в Минске, два есть в Могилеве – в 2017 году городу к 750-летию их подарила китайская провинция Хунань. Но теперь и столица поменяла вектор развития электротранспорта, закупив 70 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Впоследствии на столичных улицах появится еще 150 единиц транспорта такого типа.

– Введение электробусов в систему городского транспорта –отличная идея, но при этом весьма затратная, – поясняет Виктор Шарейко. – Для них нужно строить зарядные станции, а к тем прокладывать кабели. Такую концепцию выбрала Варшава, которая много лет не закупает дизельные автобусы: исключительно электробусы и гибридные электробусы. Но там нет контактной сети и тяговых подстанций, поэтому такой выбор оправдан. Мы же решили использовать существующую инфраструктуру: не нужно ничего строить – нужен только транспорт. В режиме троллейбуса он заряжается от сети, а затем ездит как типичный электробус. В будущем, когда увеличится емкость накопителей электроэнергии, можно будет убрать часть контактной сети, чтобы троллейбусы передвигались больше в режиме автономного хода.

Вслед за Гродно оценивать преимущества такого транспорта стали в Гомеле и Витебске.

b81e234cb8c5792c58da066235b0f661.jpg

– Хотелось бы и дальше развивать это направление, – отметил директор троллейбусного управления. – Сейчас 15 троллейбусов обеспечивают пассажиропоток по четырем маршрутам. В ближайшее время планируем продлить 23-й маршрут до улицы Саяпина в микрорайоне Грандичи-2.

Гродненский автобусный парк также не прочь перейти на электротранспорт при условии софинансирования:

– Если поступят деньги из областного бюджета, мы закупим несколько электробусов. Надо стремиться к новым технологиям, при этом не забывая об улучшении экологической ситуации в городе, – прокомментировал начальник отдела организации перевозок ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Дмитрий Пацуй.

photo_2020-04-27_21-34-43.jpg

А что экология?

Опыт внедрения электротранспорта интересен и в части выполнения обязательств, взятых на себя страной по Парижскому климатическому соглашению. Ратифицировав его, Беларусь обязалась до 2030 года сократить выброс углекислого газа в атмосферу до уровня тридцатилетней давности, то есть на 28%.

SEIS-A1.png

Загрязняют атмосферу в основном как раз не стационарные (фабрики, заводы и так далее), а мобильные источники – транспортные средства. В 2018 году на их долю пришлось 63,3 % загрязняющих веществ (или 782 тысячи тонн в год). Это не только диоксид углерода, но и диоксиды серы и азота, кадмий, ртуть, свинец и другие. Однако показатель постепенно уменьшается. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 1990 году, от которого и отталкивается Парижское соглашение, выброс загрязняющих веществ от транспортных средств составил более 2 миллионов тонн с примерно таким же процентом от общего количества – 65,5. Так что за 30 лет показатель удалось снизить практически в три раза. Во многом благодаря переходу на экологичные виды транспорта.

328311fe86f1f5f74f68d9a85c42cd3f.jpg

Электромобили и электробусы, конечно, не являются панацеей, но, по крайней мере, при движении они не выбрасывают в атмосферу продуктов сгорания топлива, в том числе тяжелых металлов. Массовое использование электромобилей в городах способно значительно улучшить состав воздуха и, о чем нередко забывают и не придают значения, снизить уровень шума. И если ранее выработка энергии для них происходила в основном на «грязных» теплоэлектростанциях, работающих на природном газе, угле или мазуте, то с появлением БелАЭС этот негативный момент сойдет на нет.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»