Покатушки по бездорожью и GPS-ориентирование на внедорожниках. Как в Островецком районе продвигают по-настоящему дикий спорт на колесах

Покатушки по бездорожью и GPS-ориентирование на внедорожниках. Как в Островецком районе продвигают по-настоящему дикий спорт на колесах

Необычным для островчан, зрелищным и уже многочисленным в нашем районе стало движение покорителей бездорожья.

О тех, кто не ищет лёгких дорог и не боится никаких преград, рассказывают Виталий Недалтовский и Валерий Полухлеб.

010101.jpg

– Откуда в Ворнянах джипперы? Это группа по интересам, сообщество или полноправный клуб любителей внедорожья?

Валерий:

–  Vornyany off-road club пока сообщество. Зарегистрируем клуб, как  только в «офф-роад» движении страны стабилизируется ситуация – теперь там происходят важные изменения.

Ворнянских джипперов в 2016 году организовал Виталий, я подключился при подготовке соревнований по GPS-ориентированию «Проводы осени – 2018». В группе нас 19 человек: ребята из Ворнян, Палушей, Островца, Гервят и Сморгони – восемь внедорожников и  квадроцикл. Недавно «президентом» клуба мы выбрали Виталия.

Виталий:

– А на Валере – информационное обеспечение, сайт, связь с общественностью. Но практически все решения принимаются общим голосованием всех участников и осуществляются также сообща.

– Когда задают вопрос, зачем вам это надо, что отвечаете?

Валерий:

– Нас объединяет идея развития джип-спорта в районе и под «флагом» Ворнян. Наш клуб – это не только машины, но и помощь, взаимовыручка... Мы дружим семьями, общаемся, организуем совместные поездки, праздники и дни рождения. 

IMG_2901.jpg

Возможность пронестись по бездорожью помогает расслабиться, переключиться. После очередной «покатухи» мы отмываемся от грязи, чинимся в кустарных условиях, сидим у костра. И это многого стоит, поверьте!

На одной из таких «вылазок» и появилась идея объединить любителей внедорожного спорта. А какой самый действенный способ? Правильно: проведение тур­нира.

Первые соревнования по GPS-ориен­тированию на внедорожниках «Проводы осени» прошли в ноябре 2018-го и были внутриклубными. Потом мы замахнулись на более широкий, республиканский, масштаб. Так появился «Рыжий лес – 2019».

Виталий:

– Начинать было тяжело, но постепенно дело пошло. Познакомившись с Валерой, я понял,  что у нас общие интересы.  Это придало энтузиазма и уверенности, что все получится, двое – это не один! 

У меня характер вспыльчивый, Валера же более спокойный и уравновешенный. Мы разные – может, поэтому у нас что-то и получается. И если в 2018 году  участвовало восемь экипажей, то в прошлом собралось уже 29.

Мы каждые соревнования называли по-разному, но с выходом на республиканский уровень хотим заиметь брендированное название. Может, определиться помогут читатели «АП»? 

– Организация мероприятия подобного размаха – дело не из лёгких…

Валерий:

– Да, подготовить первые соревнования было сложно. Создавалось все с нуля. Опыт участия в таком формате был, а в организационных вопросах мы были профанами – над регламентом, шкалой оценивания пришлось попотеть. А ещё нужно было подготовить призы и организовать горячее питание для участников…

Соревнования проводили в ноябре, а работа закипела уже в августе. С учётом того, что Виталий живёт в Вильнюсе, а я в Минске… Это были ежедневные многочасовые переговоры по телефону.

Виталий:

– Подготовка трассы началась за неделю. Мы боялись не успеть. Работали нон-стоп, спали по 1,5-2 часа в сутки. И последние точки ставили за 20 минут до старта. 

Первые соревнования дали нам огромный опыт. Теперь между организаторами строго распределены обязанности. Но точки мы всё равно выставляем вдвоём – это уже традиция.

IMG_3174.jpg

– Все соревнования проходили на территории Ворнянского сельсовета?

Валерий:

– Да, но места уже маловато – планируем расшириться на весь Островецкий район.  Думаю, участников тоже будет больше, ведь «Рыжий лес» – это любительские соревнования, для них не требуется специальной подготовки.

Виталий:

– В этом году планируем провести два  соревнования – в мае и ноябре. В них включим новую категорию Travel – для неподготовленных автомобилей. 

А ещё от клуба будем выставлять для участия в республиканских турнирах четыре боевых авто с экипажами. Поедем набираться опыта.

– Как к вашему увлечению относятся родные, ведь, кроме денег, на него уходит много времени?

Валерий:

– Жена реагирует спокойно, хотя, готовя автомобиль, целыми сутками пропадаю в гараже. Старшая дочка, ей 12 лет, иногда ездит со мной штурманом на клубных выездах. Вообще, наши женщины хорошие помощники. Во время соревнований ламинирование карт-точек, печатная продукция, предстартовая регистрация участников, фото и видео – на них.  

Конечно, занятие внедорожным спортом не из дешёвых. Нужно максимально подготовить машину к экстремальным ситуациям и дорогам, увеличить проходимость: купить колёса, сделать лифт кузова и подвески, защитить мотор от воды, установить лебёдку. И здесь нет предела и конечной цифры, можно апгрейдить до бесконечности. Но залог успеха не в крутизне машины, важнее хороший штурман экипажа, который занимается навигацией, определяет точки и разрабатывает стратегию всей гонки.

IMG_3075.jpg

Виталий:

– Когда человек увлечён рыбалкой, он может купить удочку за тысячу долларов. Так и здесь: если ты получаешь от езды по бездорожью массу позитива и  удовольствия, то  обязательно найдёшь какую-то сумму на железного друга. Причём не в ущерб семейному бюджету. 

IMG_3096.jpg

 Нескромный вопрос: откуда средства на подготовку соревнований и призы?

Валерий:

– Деньги вкладываем свои. Не правы те, кто утверждает, что на подобных мероприятиях можно заработать. Сразу все соревнования были для нас убыточными.  И только на последние удалось привлечь спонсоров и заручиться поддержкой предприятий района. Мы заказывали печатную продукцию, заключали договоры страхования, приобретали призы принципиально в островецких организациях и у местных предпринимателей. Это обоюдовыгодная сделка. 

СОВЕТ НОВИЧКАМ

* Каждый пилот будет хвалить именно свою машину. Кому-то ближе УАЗ, кто-то ездит на иномарках. Но и той, и другой машине необходима модернизация. 

* Начинать лучше с того, что проще. УАЗ – простой и понятный, но надо приложить много усилий, чтобы он стал надёжным. Он как конструктор, и тому, кто смог его собрать, по плечу создание боевой машины с нуля.

Редакция газеты «Гродненская правда»