От «пионера» на линии до троллейбуса без проводов. История гродненского электротранспорта в проекте "ГП"

От «пионера» на линии до троллейбуса без проводов. История гродненского электротранспорта в проекте "ГП"

За 80-летнюю историю «Гродзенскай праўды» вышло более 16 700 номеров газеты. Всю хронику жизни принеманского края можно найти на ее страницах. Накануне «круглой» даты мы еще раз   перелистали подшивки «Гродзенскай праўды», которые хранятся в музее редакции. И предлагаем читателям совершить вместе с нами экскурсию в историю газеты. В ней, как в зеркале, отражена история Гродненщины: события и люди. Итак, мы об  этом писали...

DPP_43228.JPG

Сегодня парк троллейбусов в Гродно состоит из 128 машин, которые работают на 18 маршрутах. Общая протяженность контактной сети свыше 380 километров. С получением партии бесконтактных троллейбусов в ноябре планируют пустить новые троллейбусные маршруты в Ольшанку, Колбасино и частично Девятовку. Совершенствуется и техническая база троллейбусного управления. Есть современная мойка машин перед выходом их на линию. Недавно приобретена электролаборатория для испытания кабельных сетей. Проведена реконструкция ремонтных линий в депо. Директор троллейбусного управления Виктор Шарейко с гордостью говорит о своем коллективе. Рядом с ветеранами, перенимая их опыт и знания, достойно трудится молодежь.



За свою 80-летнюю историю «Гродзенская праўда» много внимания уделяла транспортной отрасли, без которой невозможно как развитие экономики, так и социальной сферы. Из областной газеты ее читатели первыми узнали о пуске в Гродно троллейбусов. Это произошло 5 ноября 1974 года. 12 новеньких троллейбусов выстроились в колонну на Советской площади. На торжественное открытие движения городского электрического транспорта пришли сотни гродненцев, руководители города и области. Первый секретарь обкома партии Леонид Клецков перерезал ленточку, и колонна двинулась в путь по первому городскому маршруту «Советская площадь – ГПО «Азот».

IMG_6037.JPG

Водитель П.К. Бублей включил цепь управления троллейбуса с надписью «Пионерский». Первым маршрутом на первом троллейбусе в путь отправились строители первых линий из стройуправления №64 треста №11 («Белэлектромонтаж»), студенты стройотряда из мединститута. Они возводили первые корпуса троллейбусного управления, убирали воздушную паутину электролиний, монтировали кабельные и контактные сети. В электромашине были и школьники, собравшие металлолом для первого гродненского троллейбуса. 

DPP_43229.JPGDPP_43230.JPG

Это было знаменательное для Гродно событие. Как отмечала в своем репортаже «Гродзенская праўда», «троллейбус поможет решить назревшую транспортную проблему, придаст нашему 160-тысячному городу более значительный современный вид, облагородит улицы, оздоровит воздух…». 

DPP_43226.JPG

Быстрыми темпами шло развитие троллейбусного управления. Уже в 1976 году была сдана вторая очередь троллейбусных линий и открыты 2-й и 3-й маршруты протяженностью 16,2 и 17 километров. «Сегодня первая «тройка» побежала по новому маршруту, который связал производственное объединение «Азот» с бульваром Ленинского комсомола», – писала «Гродзенская праўда». Тогда начальник троллейбусного управления А. Смирнов рассказывал: «Начинали мы с 10 троллейбусов, теперь у нас их 40. А в 1977 году начнется строительство другой линии, ведущей в Занеманскую часть города с Советской площади через старый мост».

IMG_5980.JPG

И эти планы были выполнены. В 1977 году газета сообщила, что в эксплуатацию вводится 10,8 километра контактной сети и открыт 4-й маршрут протяженностью 22,3 километра. В 1979 году открыты 5-й и 6-й маршруты, а в следующем 7-й.

В марте 2006 года была введена в эксплуатацию новая троллейбусная линия через Румлевский мост. Для этого пришлось построить две тяговые подстанции.

IMG_6007.JPG

В целом, как отмечала газета в экономическом обзоре, пуск троллейбусной линии через Румлевский мост позволил снизить нагрузку на Старый мост, улучшил сообщение микрорайона Вишневец с центром города, а самому троллейбусному управлению повысить экономичность и эффективность использования подвижного состава.

IMG_6084.JPG

С 15 января 2009 года введен маршрут №5 «Химволокно – Азот» протяженностью 14,4 километра. В 2012 году заработали маршруты №14 «Строительный лицей – БЛК», который вскоре был продлен до КСМ. В этом же году были открыты маршруты №13 «Фолюш – улица Молодежная», №15 «Форты – Молодежная», №16 «Химволокно – улица Молодежная» и №17 «Девятовка – улица Молодежная». Журналисты «ГП» всякий раз имели возможность первыми опробовать новые маршруты и поделиться впечатлениями с читателями.

IMG_5983.JPG

Вместе с журналистами порадовались читатели и улучшению комфорта на городских линиях. В 2014 году в троллейбусном управлении открылась новая автоматизированная мойка, позволяющая за ночь подготовить к выпуску на линию 120 троллейбусов. Было начато троллейбусное движение по улице Дубко в обоих направлениях.

IMG_6050.JPG

25 января 2017 года состоялось торжественное открытие маршрута №20, обслуживаемого троллейбусами с увеличенным автономным ходом. Гродно стал первым городом в Беларуси, в котором в рейс вышли 5 бесконтактных троллейбусов. «Троллейбус на беспроводном маршруте» – так назывался репортаж в «ГП». Только за первый год эксплуатации троллейбусы прошли по 200 тысяч километров.