Зачем взвешивают грузовики на дороге?

Зачем взвешивают грузовики на дороге?

Корреспондент «ГП» отправился на дежурство с транспортной инспекцией и убедился, что путь в обход магистральных дорог порой обходится дороже, чем плата за проезд по ним.
Завидев людей в жилетах и специальную машину транспортной инспекции на площадке в Стриевке – деревне рядом с Озерами в Гродненском районе – легковушки резко сбрасывают скорость. Но на трассе Р145 «Гродно–Острино–Радунь» транспортную инспекцию интересуют лишь грузовики. На ровной поверхности придорожной площадки разложены специальные весы, которые позволяют мгновенно определить нагрузку на ось.

– У каждой дороги есть своя предельная нагрузка. Например, на М6 – самой «крепкой» трассе региона – она составляет 11,5 тонны на ось, на этой дороге, где мы дежурим сегодня, предельная нагрузка – 10 тонн, а на местных дорогах она может не превышать 6 тонн. Вся информация об этом есть в свободном доступе, – отмечает Александр Виницкий, заведующий сектором весогабаритного контроля транспортной инспекции по Гродненской области.

Нормы нагрузки взяты не с потолка, а получены научным путем. В случае превышения их дорога будет попросту разрушаться, а это та же «колейность», разбитые обочины, ямы…

Проезд одного грузовика с перегрузкой равен, по словам начальника транспортной инспекции по Гродненской области Сергея Грудзинского, нагрузке, которую испытывает дорога после проезда по ней 160 тысяч легковушек. По некоторым участкам в нашей области, кажется, и за год столько машин не проедет…

Актуальна ли проблема? Несомненно. Уже через пять минут после начала работы в поле зрения инспекторов попадает первый потенциальный нарушитель. Камаз, доверху груженный бревнами, кажется, готов сломаться пополам. С документами все в порядке, но нагрузка на ось превышена на несколько тонн. За нарушение выписывается протокол.

– Ответственность серьезная – штраф от 20 до 50 базовых величин, который заплатит либо водитель, либо ответственное за погрузку лицо. К тому же придется заплатить за разрушение дороги, – отмечают инспекторы.

Сумма рассчитывается на компьютере в специальной программе: коэффициент перевеса, предельная нагрузка на дорогу, расстояние, которое проехал автомобиль. Вылетает, признаемся, в копеечку: за 6 километров пути – 38 евро в эквиваленте. Хотя в некоторых случаях счет идет на десятки миллионов рублей. Водитель по пути из леса едет в лесничество, чтобы оформить накладную, дальше двинется в Гродно. Обещает «лишние» бревна разгрузить. В противном случае «счет» за разрушение дорог вырастет. На обратном пути грузовик снова отправится на весы.

А пока взвешивание проходит еще один лесовоз. Превышение есть. Однако у водителя на руках спецразрешение, позволяющее отходить от норм в сторону увеличения. Правда, и там есть «верхняя» планка по весу: не «дотянул» МАЗ до штрафа буквально пару сотен килограммов.

– Перевозчик, умеющий считать деньги и время, дорожащий своей репутацией, старается все делать в рамках правил. Таких немало. Однако иногда удивляет, как, имея возможность даже бесплатно получить спецразрешение, некоторые игнорируют нормы, – отмечает Александр Виницкий. – За прошлый год такие нарушения выявлены около пятисот транспортных средств, сумма штрафов превысила 810 миллионов.

Не раз слышал жалобы на то, что по деревням и малым городам поехали большегрузы, объезжающие платные участки дорог. Да, потоки изменились, отмечают в транспортной инспекции, но в «обход» пошли не «международники», а те, кто занимается местными перевозками. Первые стараются не нарушать, ведь их взвешивают, в том числе и в пунктах пропуска. Впрочем, грузовиков на неосновных дорогах стало больше.

Водители двух самосвалов с прицепами, остановленных вскоре, улыбаются инспекторам, как старым знакомым. Оказывается, пару недель назад они уже уплатили штраф за превышение максимальной нагрузки. Сейчас все в порядке.

Стационарных постов взвешивания в Гродненской области нет. Не хватает и площадок, позволяющих проводить замеры. Но в планах внедрение автоматических систем. Вмонтированные в дорожное покрытие датчики замерят нагрузку, камера зафиксирует номер транспортного средства, в случае нарушения будет выставлен штраф. Делается такая работа не для «выкачивания» денег с водителей и перевозчиков, а с целью сохранения дорог. Обходится их содержание и строительство недешево и уж совсем не по-хозяйски разрешать разбивать покрытие…
Редакция газеты «Гродненская правда»