Тихоходный «тазик» – гродненец купил один из лучших минивэнов времен СССР

Тихоходный «тазик» – гродненец купил один из лучших минивэнов времен СССР

Таких машин в Гродно было несколько десятков...

Тихоходный «тазик» – так окрестили водители один из лучших минивэнов времен СССР – «Шкоду ТАЗ-1202».

Сергею Мукасею, руководителю культурно-исторического авторетроклуба «Винтаж», лет двадцать назад пришлось перестраивать почти заново родительский дом.

В поселке Южный нашел Сергей хозяина буса, который решил его продать. «Шкода» была в хорошем состоянии, ухоженная, с занавесками на окнах.

Таких машин в Гродно было несколько десятков. И хотя они резко проигрывали автомобилям своего класса РАФ и УАЗ, в мощности двигателя имея всего 1,2 литра и 45 лошадиных сил, шума мотора у «Шкоды» практически не было слышно, за что ее и прозвали тихоходом. В отличие от отечественных бусов на ней уже тогда были установлены бескамерные шины. Не было проблемы с ремонтом двигателя, поскольку точно такой же стоял на холодильной установке в известном чешском рефрижераторе «АЛКА».

Когда Сергей переоборудовал восьмиместный бус под грузовой вариант, понял, что автомобиль весом 700 килограммов мог перевозить столько же груза. Правда, тащил такой вес с приподнятым передом, но проявлял и выносливость, и надежность. Некоторое время «тазик» потом работал в фермерском хозяйстве, затем оказался не у дел. Когда клуб получил свой офис, решили 45-летнюю «Шкоду» восстановить. В Гродно из деревни Калеты Гродненского района машина пришла своим ходом, отреставрировать ее планируют уже нынешним летом.

Сейчас клуб готовится к ежегодному международному фестивалю «Sun Day Auto Grodno-2015», который пройдет 18 июля в районе Юбилейного озера. В колонне ретромобилей первой будет «Победа». За ней проследуют ГАЗ-69 с деревянной ретропушкой, ГАЗ-21 «Волга», ЗИМ. Готовится еще один сюрприз – автокарета на базе автомобиля Мерседес-кабриолет. Ее уже в этом году предложат молодоженам в дни свадеб.

ИЗ ИСТОРИИ

Производство автомобилей этой серии было налажено в словацком городе Трнава (ТАЗ – Трнавский автомобильный завод) в 1961 году. На ней устанавливался двигатель объемом 1,2 литра и мощностью 45 лошадиных сил. На этой основе производились как легковые автомобили, так и фургоны, пикапы. В 1968 году после очередной модернизации на узлах и агрегатах «Шкоды-1202» стали выпускать фургоны вместимостью 7,3 м. куб., а также бортовые грузовики грузоподъемностью в одну тонну. Обе эти модели получили название «Шкода-1203». Производство «Шкоды-1203» в Чехии было закрыто в 1981 году, а в Словакии она выпускалась вплоть до 1999 года и называлась TAZ S1203.
Редакция газеты «Гродненская правда»