«История в картинках учит думать, а не запоминать». Надежда Некревич о комиксах, фильмах на уроке и «Свадьбе в Малиновке» в проекте «Учитель. Да!» (+видео)

 «История в картинках учит думать, а не запоминать». Надежда Некревич о комиксах, фильмах на уроке и «Свадьбе в Малиновке» в проекте «Учитель. Да!» (+видео)

Сегодня познакомимся с еще одним удивительным педагогом, который знает, как привычный урок превратить в необычный и чем заменить учебник. Расскажем, что делает «Свадьба в Малиновке» на уроках истории, какие комиксы создают ученики и как кроссенс помогает учить думать. Надежда Некревич – учитель-методист, преподает историю в гимназии №5 города Гродно. В 2018 году отмечена Грамотой Министерства образования Республики Беларусь.

Есть и другое мерило педагогического труда – благодарность и память учеников. Один из учеников Надежды Некревич, отвечая на собеседовании на вопрос, что же научило его самостоятельности, сказал «уроки истории»…

IMG_7069.JPG

В плане урока – кино

Высшую педагогическую категорию – учитель-методист – Надежда Некревич получила в 2018 году. Признается, что сама не решилась бы сдавать экзамен, но руководство гимназии и методист Института развития образования убедили, что нужно. Ведь к тому времени гродненский педагог уже активно давала открытые уроки и выступала на областных и даже республиканских семинарах, читала лекции коллегам в Институте развития образования. Последние 5 лет ее статьи и разработки уроков публикуются в республиканских журналах «Беларускі гістарычны часопіс» и «Гісторыя і грамадазнаўства».

Как учитель-методист Надежда Некревич активно делится опытом с коллегами. Практически все ее семинары и выступления посвящены ее главной педагогической «фишке» – визуализации.

– Для меня основное средство обучения не текст в учебнике, а схемы, диаграммы, рисунки, фотографии, плакаты, портреты, карикатуры, шаржи, афиши и так далее. На работе с ними могу выстроить весь урок. Теперь это в тренде, стало фактически обязательным, и в современной школе уже недопустимо не использовать визуальные источники. Я же начинала все это давно. Помню, после того как сама года два-три использовала ментальные карты, увидела, что они появились в учебниках, – рассказала педагог.

курс на індустрыялізацыю.png

(Курс на индустриализацию)

Конечно, не все уроки построены именно на визуализации. Педагог проводит их и в более привычном формате. Но вот такие «вкрапления» с кино, картинами, открытками делают историю куда увлекательнее.

Чтобы создать даже небольшой иллюстративный ряд, можно использовать все, что угодно: марки, спичечные коробки, видео, причем не только документальное или научно-популярное, а и просто художественное.

– Первыми художественными фильмами, из которых я решила взять фрагменты и поработать с ними, а это было еще в 2011 году, стали «Свадьба в Малиновке» и «12 стульев». Объединила их тема «Новая экономическая политика». Эпизод, где Попандопуло раздает деньги и говорит «Бери, я себе еще нарисую», помог показать безудержную инфляцию накануне введения нэпа. А такое явление как контрабанда – фрагмент из «12 стульев», где Киса Воробьянинов красится в «радикально черный цвет».

Такой творческий подход не просто делает урок интереснее. Плюс в том, что сложный параграф после проработки превращается в иллюстрацию и становится намного понятнее ребятам.

Оценить, как емко обширная тема может уместиться в простые таблицы и ключевые моменты истории отражаются в визуальных образах, можно, посмотрев урок Надежды Некревич для 9 класса «Индия в 1918 – 1945 годах» на образовательном портале Гродненской области.

IMG_7056.JPG

 Выбор вопреки

Когда смотришь, как легко преподносит материал Надежда Некревич, даже трудно поверить, что «учитель истории» – это не осознанный ее выбор. С другой стороны, ее пример – яркое подтверждение тому, что знания никогда не бывают лишними. Порой даже сложно предположить, где они пригодятся.

Дело в том, что у Надежды-школьницы история не была среди любимых предметов. Куда больше внимания она уделяла белорусскому и немецкому языкам, была успешной олимпиадницей. В старших классах поняла, что хотела бы работать с цифрами, но не вычислять их, а анализировать, делать выводы. Однако в то время никто не подсказал, где же этому учат. И девушка решила стать студенткой БГПУ. Как отличница, поступала по результатам собеседования. Белорусский язык и литература – прекрасно, а историю фактически провалила.

И вот – неожиданность. Она решает подать документы в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы на… исторический факультет. Буквально за месяц «подтянула» этот предмет и стала студенткой. Уже во время учебы, общения с педагогами поняла: а ведь история тоже интересная.

Надежда Некревич – студентка 90-х. На фоне всплеска интереса ко всему белорусскому, в университете даже историю России изучали на белорусском. А в школе не все педагоги были готовы вести свой предмет на родном языке. Надежде Некревич это давалось легко, ее белорусский безупречен. Так что уроки истории Беларуси – это дополнительные 45 минут изучения не только прошлого родной страны, но и нашего языка.

А желание работать с цифрами, статистикой удивительно трансформировалось в умение раскладывать по полочкам параграфы истории.

Символы и смыслы

Первое время визуализировала историю сама Надежда Некревич, а потом и ученики включились в работу. Сегодня они успешно осваивают новые компьютерные программы, создают коллажи, комиксы, анимационные видеоролики, кроссенсы. Последнее – это набор иллюстраций, связанных между собой. Например, в девяти картинках гимназисты могут показать события войны 1812 года и рассказать о них. Также, в числе любимых работ учеников –отражение идей эпохи Просвещения. Например, через изображение одинаковых скелетов с надписями: богатый, бедный, белый, черный и так далее – ребята воплотили идею Джона Локка о том, что все люди равны от рождения.

Міхалевіч Каця.jpg

– Важнейшее требование к себе и ученикам – на уроке истории нужно думать. Я убеждена, что историю нельзя просто выучить. А как заставить их думать? Это вопрос, которым задается любой учитель. Ведь сегодня мы говорим не об «образовании на всю жизнь», а «образовании через всю жизнь», – рассуждает Надежда Некревич. – Визуализация в этом также помогает: чтобы создать или считать образ, нужно проанализировать, переосмыслить материал. Предлагаешь картинку, и ребята начинают думать: а что здесь, как это связано с темой?

Прыкметы бел нацыі. 8 кл..jpg

Вместе с тем, педагог отмечает, что сегодня ученики не такие, как были даже три-четыре года назад. Потому и ей нужно идти дальше, искать новые пути развития своей «фишки». Ведь быть учителем – значит и самому учиться всю жизнь.

Редакция газеты «Гродненская правда»