«О Навагрудскі край – мой родны дом…». В год 220-летия со дня рождения поэта журналист «ГП» прошел по залам Дома-музея Адама Мицкевича
Так писал Адам Мицкевич о новогрудской земле, где бережно хранят память о нем.
– Уникальность музея в том, что он расположен в восстановленной дворянской усадьбе начала XIX века. Дом, построенный отцом поэта Николаем Мицкевичем, сгорел в 1881 году и был заново выстроен новыми хозяевами. Впервые Дом-музей открылся 11 сентября 1938 года. В 1941 году в здание попала фашистская авиабомба, в 1955 году оно было восстановлено. Таким, как мы видим главный дом сегодня, он предстал в 1990 году после очередной реконструкции. Тогда же на территории усадьбы появились флигель, беседка, колодец и амбар, так как было на фотографиях первого довоенного музея. Главный дом и флигель были соединены между собой подземным переходом, которого не было в доме Мицкевичей, – рассказывает директор музея Николай Гайба, показывая территорию усадьбы.
И Заосье, и Новогрудок
Направляемся в музейные залы, каждый из пяти – определенная веха в биографии Адама Мицкевича. Первый – детская. Директор музея показывает фотокопию записи из костельной книги Фарного костела, где крестили Адама Мицкевича. Примечательно, что в ней не указано место рождения: ни Заосье, ни Новогрудок. Так получилось, что родители поэта жили в Новогрудке, снимали квартиру, у них уже был сын. В конце 1798 года семья поехала к родственникам в Заосье, где и родился Адам. Вернувшись в Новогрудок, родители крестили сына и дальше продолжали жить в Новогрудке. Рассказывая об учебе поэта, в этом зале посетителям показывают настоящие учебники конца XVIII – начала XIX веков. Таких старопечатных изданий в музее 120. Самая старая книга – учебник для иезуитских школ датируется 1744 годом. Хранятся в музее и 9 прижизненных изданий произведений Адама Мицкевича.
Попадая в кабинет отца, мы видим интерьер, который попытались восстановить по воспоминаниям младшего брата поэта Александра. Здесь угловой, библиотечный и письменный шкафы, портрет Тадеуша Костюшко, Остробрамская икона Божией Матери. Можно рассмотреть копии судебных дел, написанных рукой отца поэта.
– Конечно, в самом доме Мицкевичей не было такого хождения по кругу, как в залах музея, но сохранен стиль той эпохи, – комментирует Николай Гайба. – Одна из стен в каждом зале покрашена в стиле обоев того времени, на их фоне подается определенная тема. Например, в гостиной мебель и посуда XIX века, картины. Здесь мы рассказываем об учебе Мицкевича в Виленском университете и начале его творчества.
В салонах с Пушкиным
Посетителям Дома-музея всегда интересно, какие вещи в экспозиции связаны непосредственно с поэтом. В уголке перед камином стоит экран, привезенный из библиотеки графа Хрептовича в Щорсах. Бывая там, Мицкевич мог видеть этот экран. На камине металлические французские часы, которые стояли в комнате Адама Мицкевича в Вильно в 1822 году, когда он там работал над своими первыми книгами поэзии. Рядом с камином – столик и кресла из имения Тугановичи, где жила его любимая девушка Марыля Верещак. Мебель передана в музей в 1955 году после его восстановления.
Интерьер зала, где рассказывается о пребывании Адама Мицкевича в Петербурге и Москве, сделан в виде салона. Здесь стоит рояль XIX века фирмы «Шредер», столы, кресла, на столике японский веер и театральный бинокль. Именно благодаря салонам Мицкевич стал известен в кругах российских поэтов и литераторов, его книги стали переводить на русский и французский языки. Две его поэмы перевел Пушкин. Здесь же две небольшие картинки из московского музея Пушкина, где рукой поэта нарисован профиль Мицкевича. Несколько лет назад в музее впервые прошел бал в стиле XIX века, теперь они стали традиционными. В этом году такой бал пройдет 15 сентября.
В Европе с думой о Родине
В одном из залов рассказывается о пребывании поэта в Европе. Он жил в Германии, Чехии, Швейцарии, Италии, 23 года в Париже. Умер в Турции, похоронен в Париже, позже его останки перевезены в Краков.
– Здесь все в черно-белых тонах, и только семья, которую он создал в Париже, представлена в цвете. Мы хотели показать: поэт понимал, что ему уже не суждено вернуться на родину. Это чувствуется во всех его произведениях, особенно в поэме «Пан Тадеуш», где он написал:
Отчизна милая, Литва! Ты как здоровье,
Тот дорожит тобой, как собственною кровью,
Кто потерял тебя. Истерзанный чужбиной,
Пою и плачу я лишь о тебе единой.
А в эпилоге он снова подчеркивает: «Край детских лет…Как первая любовь, ты вечно с нами», – цитирует Николай Павлович.
Во время экскурсии обращаем внимание на малоизвестный факт: Мицкевич был профессором двух европейских университетов. В Лозаннском в Швейцарии он преподавал латинскую литературу, а в Колледже де Франс в Париже на протяжении четырех лет заведовал кафедрой славянской литературы. Он известен как педагог, публицист, общественно-политический деятель.
Завершает биографическую экспозицию бронзовая модель памятника Адаму Мицкевичу в Париже. Это единственный экспонат, который был в довоенном музее. Создан памятник французским скульптором Антуаном Бурделем в 1909 году, и только через 20 лет в 1929 был установлен в Париже. Новогрудчане в 1937 году собрали 15 тысяч франков, поехали в Париж, купили у вдовы скульптора модель памятника, привезли в Новогрудок и установили в музее. После войны скульптура была найдена на развалинах разбомбленного музея.
К Мицкевичу со всего мира
Ежегодно в Доме-музее Адама Мицкевича бывает более 20 тысяч человек. Немало среди них иностранных туристов. Николай Гайба вспоминает, как в прошлом году две жительницы Австралии прилетели в нашу страну по безвизу и специально приехали в Новогрудок в музей Адама Мицкевича. Бабушка одной из них носила фамилию Мицкевич, поэтому они хотели побывать здесь и расспросить о возможных родственных связях. В музее проводятся экскурсии на пяти языках. Итогом международного проекта по линии ЕЭС ПРООН «Прозрение: улучшение качества жизни слепых и слабовидящих людей в городе Новогрудке», в котором музей принял участие в партнерстве с Новогрудской районной библиотекой, стало приобретение 15 аудиогидов. На них записаны экскурсии на белорусском и русском языках.
В Беларуси памятники Адаму Мицкевичу установлены в пяти городах: Гродно, Бресте, Лиде, Минске и Новогрудке. А улиц Мицкевича более десятка, особенно много их в Гродненской и Брестской областях.
В разных странах мира установлены более 70 памятников и бюстов поэта.
«Пан Тадеуш» – наиболее известное в мире произведение Мицкевича. Переведено на 33 языка, в музее есть издания на 18 языках.
5-6 октября в Новогрудке пройдет первый международный Мицкевичский праздник поэзии «О Навагрудскі край – мой родны дом…». В его рамках Дом-музей Адама Мицкевича приглашает на научно-практическую конференцию всех, кто любит поэзию Адама Мицкевича, кто занимается изучением его творчества. Планируется обсудить с коллегами из музеев Гродно, Минска, Варшавы и Вильнюса, ведущими культурологами, историками и краеведами из Беларуси и других стран дальнейшие шаги по увековечиванию памяти Адама Мицкевича.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Проект «Жемчужины малой родины». Новогрудчина: край замков, воспетых поэтами
Проект «Жемчужины малой родины». Мирский замок готовится отметить 500-летний юбилей
Проект «Жемчужины малой родины». Августовский канал: вековые усадьбы, шлюзование и туристы

– Уникальность музея в том, что он расположен в восстановленной дворянской усадьбе начала XIX века. Дом, построенный отцом поэта Николаем Мицкевичем, сгорел в 1881 году и был заново выстроен новыми хозяевами. Впервые Дом-музей открылся 11 сентября 1938 года. В 1941 году в здание попала фашистская авиабомба, в 1955 году оно было восстановлено. Таким, как мы видим главный дом сегодня, он предстал в 1990 году после очередной реконструкции. Тогда же на территории усадьбы появились флигель, беседка, колодец и амбар, так как было на фотографиях первого довоенного музея. Главный дом и флигель были соединены между собой подземным переходом, которого не было в доме Мицкевичей, – рассказывает директор музея Николай Гайба, показывая территорию усадьбы.

И Заосье, и Новогрудок
Направляемся в музейные залы, каждый из пяти – определенная веха в биографии Адама Мицкевича. Первый – детская. Директор музея показывает фотокопию записи из костельной книги Фарного костела, где крестили Адама Мицкевича. Примечательно, что в ней не указано место рождения: ни Заосье, ни Новогрудок. Так получилось, что родители поэта жили в Новогрудке, снимали квартиру, у них уже был сын. В конце 1798 года семья поехала к родственникам в Заосье, где и родился Адам. Вернувшись в Новогрудок, родители крестили сына и дальше продолжали жить в Новогрудке. Рассказывая об учебе поэта, в этом зале посетителям показывают настоящие учебники конца XVIII – начала XIX веков. Таких старопечатных изданий в музее 120. Самая старая книга – учебник для иезуитских школ датируется 1744 годом. Хранятся в музее и 9 прижизненных изданий произведений Адама Мицкевича.

Попадая в кабинет отца, мы видим интерьер, который попытались восстановить по воспоминаниям младшего брата поэта Александра. Здесь угловой, библиотечный и письменный шкафы, портрет Тадеуша Костюшко, Остробрамская икона Божией Матери. Можно рассмотреть копии судебных дел, написанных рукой отца поэта.


– Конечно, в самом доме Мицкевичей не было такого хождения по кругу, как в залах музея, но сохранен стиль той эпохи, – комментирует Николай Гайба. – Одна из стен в каждом зале покрашена в стиле обоев того времени, на их фоне подается определенная тема. Например, в гостиной мебель и посуда XIX века, картины. Здесь мы рассказываем об учебе Мицкевича в Виленском университете и начале его творчества.
В салонах с Пушкиным
Посетителям Дома-музея всегда интересно, какие вещи в экспозиции связаны непосредственно с поэтом. В уголке перед камином стоит экран, привезенный из библиотеки графа Хрептовича в Щорсах. Бывая там, Мицкевич мог видеть этот экран. На камине металлические французские часы, которые стояли в комнате Адама Мицкевича в Вильно в 1822 году, когда он там работал над своими первыми книгами поэзии. Рядом с камином – столик и кресла из имения Тугановичи, где жила его любимая девушка Марыля Верещак. Мебель передана в музей в 1955 году после его восстановления.


Интерьер зала, где рассказывается о пребывании Адама Мицкевича в Петербурге и Москве, сделан в виде салона. Здесь стоит рояль XIX века фирмы «Шредер», столы, кресла, на столике японский веер и театральный бинокль. Именно благодаря салонам Мицкевич стал известен в кругах российских поэтов и литераторов, его книги стали переводить на русский и французский языки. Две его поэмы перевел Пушкин. Здесь же две небольшие картинки из московского музея Пушкина, где рукой поэта нарисован профиль Мицкевича. Несколько лет назад в музее впервые прошел бал в стиле XIX века, теперь они стали традиционными. В этом году такой бал пройдет 15 сентября.


В Европе с думой о Родине
В одном из залов рассказывается о пребывании поэта в Европе. Он жил в Германии, Чехии, Швейцарии, Италии, 23 года в Париже. Умер в Турции, похоронен в Париже, позже его останки перевезены в Краков.

– Здесь все в черно-белых тонах, и только семья, которую он создал в Париже, представлена в цвете. Мы хотели показать: поэт понимал, что ему уже не суждено вернуться на родину. Это чувствуется во всех его произведениях, особенно в поэме «Пан Тадеуш», где он написал:
Отчизна милая, Литва! Ты как здоровье,
Тот дорожит тобой, как собственною кровью,
Кто потерял тебя. Истерзанный чужбиной,
Пою и плачу я лишь о тебе единой.
А в эпилоге он снова подчеркивает: «Край детских лет…Как первая любовь, ты вечно с нами», – цитирует Николай Павлович.
Во время экскурсии обращаем внимание на малоизвестный факт: Мицкевич был профессором двух европейских университетов. В Лозаннском в Швейцарии он преподавал латинскую литературу, а в Колледже де Франс в Париже на протяжении четырех лет заведовал кафедрой славянской литературы. Он известен как педагог, публицист, общественно-политический деятель.



Завершает биографическую экспозицию бронзовая модель памятника Адаму Мицкевичу в Париже. Это единственный экспонат, который был в довоенном музее. Создан памятник французским скульптором Антуаном Бурделем в 1909 году, и только через 20 лет в 1929 был установлен в Париже. Новогрудчане в 1937 году собрали 15 тысяч франков, поехали в Париж, купили у вдовы скульптора модель памятника, привезли в Новогрудок и установили в музее. После войны скульптура была найдена на развалинах разбомбленного музея.




К Мицкевичу со всего мира
Ежегодно в Доме-музее Адама Мицкевича бывает более 20 тысяч человек. Немало среди них иностранных туристов. Николай Гайба вспоминает, как в прошлом году две жительницы Австралии прилетели в нашу страну по безвизу и специально приехали в Новогрудок в музей Адама Мицкевича. Бабушка одной из них носила фамилию Мицкевич, поэтому они хотели побывать здесь и расспросить о возможных родственных связях. В музее проводятся экскурсии на пяти языках. Итогом международного проекта по линии ЕЭС ПРООН «Прозрение: улучшение качества жизни слепых и слабовидящих людей в городе Новогрудке», в котором музей принял участие в партнерстве с Новогрудской районной библиотекой, стало приобретение 15 аудиогидов. На них записаны экскурсии на белорусском и русском языках.

В Беларуси памятники Адаму Мицкевичу установлены в пяти городах: Гродно, Бресте, Лиде, Минске и Новогрудке. А улиц Мицкевича более десятка, особенно много их в Гродненской и Брестской областях.

В разных странах мира установлены более 70 памятников и бюстов поэта.

«Пан Тадеуш» – наиболее известное в мире произведение Мицкевича. Переведено на 33 языка, в музее есть издания на 18 языках.

5-6 октября в Новогрудке пройдет первый международный Мицкевичский праздник поэзии «О Навагрудскі край – мой родны дом…». В его рамках Дом-музей Адама Мицкевича приглашает на научно-практическую конференцию всех, кто любит поэзию Адама Мицкевича, кто занимается изучением его творчества. Планируется обсудить с коллегами из музеев Гродно, Минска, Варшавы и Вильнюса, ведущими культурологами, историками и краеведами из Беларуси и других стран дальнейшие шаги по увековечиванию памяти Адама Мицкевича.

СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Проект «Жемчужины малой родины». Новогрудчина: край замков, воспетых поэтами
Проект «Жемчужины малой родины». Мирский замок готовится отметить 500-летний юбилей
Проект «Жемчужины малой родины». Августовский канал: вековые усадьбы, шлюзование и туристы