Андрей Гецевич: «Закрытие границ из-за чьих-то политических амбиций невыгодно для ЕС с точки зрения грузового транзита»

Андрей Гецевич: «Закрытие границ из-за чьих-то политических амбиций невыгодно для ЕС с точки зрения грузового транзита»

Андрей Гецевич, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия ГрГУ имени Янки Купалы:

– Картина с илометровыми очередями  из фур, которую мы сейчас наблюдаем на границах Беларуси с западными соседями, вполне ожидаемая. Пункт пропуска «Кузница Белостокская» (с белорусской стороны – «Брузги») уже которую неделю остается закрытым в одностороннем порядке. Из-за этого водителям большегрузов, ранее пересекавшим границу в данном пункте пропуска, теперь приходится отправляться на другие погранпереходы, пребывая в режиме многодневного ожидания. Усложняет ситуацию начало рождественского сезона. С приближающимися праздниками грузопоток только растет, а транзит через Беларусь и Польшу, как мы знаем, является основным направлением, прежде всего, для российских перевозчиков.

Большинство дальнобойщиков, ждущих въезда в страны Евросоюза, – это водители, которые везут транзитные грузы. Задержки грузовиков на границе влекут за собой финансовые потери. Чтобы не усугубить ситуацию с очередями, сопредельные стороны должны принять определенные меры для решения вопроса. Мы понимаем, что обстановка на границе – это в большей степени кризис политических амбиций. Невыполнение польскими и литовскими службами договоренностей по пропуску большегрузов – установка, данная на более высоком уровне.

Чиновники из ряда соседних стран не раз заявляли о возможности полного перекрытия границ с Беларусью. Насколько вероятно такое развитие событий? Исключать, безусловно, ничего нельзя. В этой связи достаточно вспомнить инцидент с самолетом Ryanair, из-за которого Европейский союз официально закрыл для всех белорусских самолетов воздушное пространство и аэропорты ЕС.

Не хотелось бы верить, что на подобное пойдут и сейчас. Понятно, что теперь каждый набирает себе политические очки, говоря о том, что может быть. Но следует думать о последствиях. Полное закрытие границ однозначно никому не пойдет на пользу, поскольку равнозначной альтернативы на сегодняшний день нет. Простая житейская логика подсказывает, что простои, лишние километры скажутся на цене, которая является самым главным фактором игры на рынке. Перспектива оказаться в накладе уж точно не порадует ни производителей, ни продавцов. Маршрут грузового транзита через Беларусь безоговорочно важен для ЕС в целом.

Надеюсь, в данном случае политики найдут возможности для скорейшего разрешения ситуации, чтобы не обострить положение на границе.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»