«Бабкины пироги» – для внуков, «Красная горка» – для домашней живности. Об искусстве пасхальной выпечки – в репортаже из мастерской павловских каравайниц

«Бабкины пироги» – для внуков, «Красная горка» – для домашней живности. Об искусстве пасхальной выпечки – в репортаже из мастерской павловских каравайниц

Каравайня появилась в центре культуры в декабре 2017 года.

В деревне Павлово на Слонимщине пекут необыкновенные караваи – пышные, вкусные, высокие, красивые. Традиция их выпечки входит в Список нематериального культурного наследия Беларуси. А хранят уникальную традицию участницы народного любительского объединения «Чараўніцы-каравайніцы» филиала «Новоселковский центр культуры», которые активно делятся секретами своего искусства с новым поколением.

Коллективу каравайниц – тридцать девять лет, звание народного они получили в 2002-м. А творческая мастерская – каравайня – появилась в центре культуры в декабре 2017 года. В уютном светлом помещении с огромной русской печью одиннадцать участниц объединения сохраняют и передают молодому поколению искусство, полученное в дар от бабушек и мам. Старшей носительнице традиций Марии Ивановне Петлицкой уже 91, Галине Дмитриевна Еремейчик – 79. А фестиваль караваев – брендовое мероприятие не только Павловского сельсовета, но и всего Слонимского района.

к (3).jpgкаравайницы2 _бибикова.JPG

– Выпечка караваев – всегда коллективное творчество с соблюдением ритуалов, – рассказывает заведующая Новоселковским центром культуры Наталья Стасюкевич. – Поэтому наши гости – участники анимационных программ – могут не только увидеть, как это делается, но и поучаствовать в обрядах выпечки караваев: «Гостевого», «Свадебного», «Пасхального», «Троицкого». Перед Пасхой мы сконцентрировались на пасхальной программе. 

Прикоснуться к народному мастерству и научиться печь пироги в Павлово каждую пятницу и субботу приезжают школьники из школ Слонимского и соседних районов. Для них проводят анимационные программы, которые включают экскурсию по этногостиной с экскурсом в историю павловских караваев, игровую программу с тематикой сельского быта, мастер-класс по изготовлению украшений для выпечки (шишки, цветочки) с опеканием в печи, и непременно – угощение, чаепитие с павловскими «прысмакамі». Для младших – программа «Цуда-печка» с домовым Кузей, для детей постарше и молодежи – программа «Традиция выпечки павловских караваев». Бывают дни, когда в творческой мастерской гостят по две группы – более полусотни человек! Многие хотят научиться выпекать пасхальные булки и увезти с собой домой чудесный каравайчик.

к (4).jpg

– Пасхальные караваи – разные, каждый несет свой сакральный смысл и имеет свою функцию, – рассказывают руководитель коллектива Татьяна Кириенко и методист Дарья Кириенко. – Для того чтобы угостить гостей или отнести в гости, пекся богатый, красиво украшенный каравай «Мазурка». В церковь на освящение несли каравай, украшенный буквами ХВ из теста, им и разговлялись всей семьей. Каравай для «валачобнікаў» – плетенка, украшенная ягодами. На кладбище носили особенный каравай для умерших предков – его украшали крестиком. Также бабушки пекли для внуков много небольших пирожков, которые назывались «Бабкины пироги», их украшали цветочками, листочками и птичками. А еще был каравай «Красная горка», в который добавляли размоченный овес и яйца с красной скорлупой, чтобы скормить домашней скотине и на весь год защитить ее от сглаза.

Мастерицы из знаменитого народного коллектива воспроизвели все шесть пасхальных караваев и сделали их макеты, чтобы в любой момент гость мог увидеть и получить представление о традиции. А недавно участвовали в пасхальном фестивале-ярмарке в Гродно и там представляли все разнообразие павловских караваев. Гродненцы восхищались, дегустировали, покупали, хвалили, благодарили… Домой каравайницы вернулись, конечно же, с «пустыми руками» и массой теплых эмоций.

к (2).jpg

К слову, самый красивый трехэтажный князь-каравай – бренд каравайни – павловские каравайницы дважды вручали Президенту страны. Многие заказывают караваи на свадьбу. Чтобы испечь свадебный каравай весом до 15 килограммов, требуются усилия пяти-семи хозяюшек и не один день. А украшения не выпекаются, а обжигаются перед пламенем: житный колос – чтобы семья была богатой и зажиточной, цветы несут радость, птицы символизируют детей, гнездо, самая высокая центральная фигура – знак отцовского дома. И главное украшение – ветка, обернутая тестом, словно бусами и бисером... 

каравайницы_бибикова.JPG

– Особенность павловских караваев в том, что здесь сохранилась локальная традиция выпекать караваи с исполнением местных обычаев и поверий, каких каравайницы придерживаются так же, как и конкретной рецептуры, – подчеркивает Екатерина Скоморох – директор Слонимского районного центра культуры, народного творчества и ремесел. – Коллектив делает очень важное дело: сохраняет и передает новым поколениям уникальную народную традицию, чтобы не забылась, не исчезла, продолжалась и жила в веках. 

Прекрасные «чараўніцы» с золотыми руками на прощание отмечают, что каравай испечь – как дитя народить: это надо делать с душой и настроением, добрыми мыслями, теплом и молитвой. Тогда все непременно получится. 

к (7).jpg

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Редакция газеты «Гродненская правда»