Беларусь вершит историю. Эксперты о том, что дал нашей стране, нашим педагогам и нашим учащимся открытый урок по истории от Президента

Эксперты рассуждают об открытом уроке Президента.
Истоки белорусской государственности, историческая память и патриотизм, современная геополитика, показательные параллели с тем, какой она была на протяжении веков. Перед аудиторией, состоящей едва ли не из всех школьников, учащихся ссузов и студентов страны, Президент Александр Лукашенко выступал и как педагог, и как политик. Эксперты позже скажут: провести Главе государства уникальный, почти четырехчасовой открытый урок на тему «Историческая память – дорога в будущее!», лично расставить акценты в нынешних реалиях было просто необходимо. Объясняем почему.
Прямой диалог
Увы, но спорные исторические моменты зачастую становятся предметом всевозможных политических игр. Рассуждать о том или ином факте с точки зрения того, как этого хотят наши оппоненты? Нет уж, извольте. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, говоря об этом, предлагает перенестись в 1990‑е годы, когда школьники изучали историю Беларуси по памятным многим то ли книжкам, то ли брошюрам в мягких (чем-то напоминающих туалетную бумагу) обложках бело-красно-белых цветов, которые разрабатывали адепты «западной демократии». И их целью, подчеркивает эксперт, было отнюдь не воспитание патриотов, а развитие в белорусах национализма:
Прямой же диалог Главы государства со школьниками, находящимися фактически в любой точке Беларуси, означает только одно: то, что ни преподаватель, ни какая-то система в том или ином районе не исказит самого главного – суть государственной политики по патриотизму, идеологии, воспитанию, истории. Почему тема истории определена как самая главная? Если мы не занимаемся историей, ею займется кто-то другой.
Урок для педагогов и идеологов
Этот урок, считают специалисты, вполне можно было рассматривать и как мастер-класс для педагогов. С методологической точки зрения в том числе. Глава государства сделал занятие именно таким, каким оно и должно, по его мнению, быть: опросил, изложил, вышел к карте, наглядно показал, подискутировал. Директор минской средней школы № 67 Татьяна Коваленя тем временем обратила внимание на еще один нюанс. Мероприятие во Дворце Независимости, анализирует она, позволило взглянуть на преподавание, что называется, со стороны:
Отсюда вывод: мало просто изучить историю, нужно ее понимать. И в вопросе Главы государства присутствовал определенный подтекст на понимание того, как именно мы преподаем историю, насколько дети ее воспринимают и запоминают, есть ли у них свое мнение. Очень хорошо, когда мнение было. Мы должны строить свои уроки так, чтобы каждый, кто пришел к 11‑му классу, четко осознавал, какое место занимает история нашей страны в истории других государств и каким образом мы пришли к суверенитету и независимости.
Начальник информационно-аналитического управления Секретариата Совета Республики кандидат юридических наук Екатерина Речиц добавляет, что как мастер-класс это мероприятие могли рассматривать не только учителя, но и все, кто работает с обществом:
На теме исторической памяти, напоминает Екатерина Речиц, Беларусь и вовсе делает особый акцент:
– Белорусы должны четко понимать, как все было на самом деле. Пришло то время, когда толерантно говорить об истории, к сожалению, не приходится. Нужно говорить обо всем объективно и открыто, даже если кому-то на внешнем контуре это не очень нравится. Мы должны прежде всего думать о том, чтобы наши люди знали правдивую информацию. Замалчивание исторических фактов будет во вред нашим национальным интересам. Сейчас правдивая история – это главное оружие, чтобы обезопасить себя от недружественных выпадов извне.
Полная открытость
Удался ли урок в подобном формате? Однозначно! Присутствующих (и не только их) зацепила не только содержательная составляющая, не только возможность высказаться всем желающим и подискутировать на ту или иную тему с Главой государства. Депутат Палаты представителей Национального собрания Олег Гайдукевич прежде всего обращает внимание на открытость и легкость, с которой Президент обращался с молодежью:
Успех во вчерашней лекции Главы государства, на мой взгляд как политика и депутата, – в честности. Александр Лукашенко очень легко общался с молодежью, потому что говорил правду. А знаете, почему это залог успеха? Молодежь ложь видит всегда. Если ты приходишь в аудиторию со школьниками, подростками и начинаешь юлить, они всегда это почувствуют. Любой европейский лидер в такой ситуации вряд ли бы справился — со своими обтекаемыми фразами вокруг да около и сверхтолерантностью, от которой уже тошнит. Александр Лукашенко же говорил с ребятами откровенно, не боясь острых вопросов.
Что дальше? Олег Гайдукевич предлагает брать посылы выступления Президента по ряду исторических фактов и строить на этом фундаментальную идеологическую базу:
– То, о чем говорил Президент, объединяет всех белорусов. Разве это не так? Все мы в конечном итоге хотим видеть сильную, процветающую Беларусь, обладающую независимостью и суверенитетом. На открытом уроке выступал лидер, который отстаивает национальные интересы своей страны. У него болит сердце за эту страну, он живет ею – это я 1 сентября слышал в его словах.
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Мир охвачен событиями, которые требуют своевременного разъяснения позиции государства. Позиции, основанной на многовековом опыте разных поколений белорусов, на их историческом выборе, на подвигах наших предков, на примерах истинной любви к своей земле… Мы уже отметили, что без того, что мы прожили, без нашей истории будущего не будет. Даже не будущего: мы сегодняшние события не сможем оценить, не зная нашей истории.
Во время открытого урока «Историческая память – дорога в будущее!», 01.09.2022.
А в это время
Вадим Гигин, председатель РГОО «Белорусское общество «Знание»:
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!