Более 140 000 большегрузов и свыше 400 000 легковых авто в год. Чем живет и как развивается пункт пропуска «Бенякони»?

Более 140 000 большегрузов и свыше 400 000 легковых авто в год. Чем живет и как развивается пункт пропуска «Бенякони»?

Пункт пропуска «Бенякони» является хорошим примером того, что таможенная служба Беларуси не стоит на месте.

Глядя на автодорожный пункт пропуска «Бенякони», который расположен на белорусско-литовской границе и находится в зоне ответственности Гродненской региональной таможни, сложно поверить, что когда-то на его месте стояли маленькие вагончики. Теперь это современный таможенный пост, оборудованный системами новейшего цифрового видеонаблюдения и радиационного контроля, мобильным инспекционно-досмотровым комплексом и другими технологиями.

IMG_0139.jpg

Свое дело знают

Фактическая пропускная способность в год внушительна: более 140 тысяч большегрузов, свыше 400 тысяч легковых авто и более 6 тысяч автобусов. Если говорить о грузовом направлении, которое осталось активным даже после введения ковидных ограничений, в сутки гродненские таможенники могут оформлять более 500 грузовых машин в обоих направлениях. Конечно, при условии, что литовские коллеги будут работать в таком же ритме, а с этим иногда возникают проблемы.

Сергей Ивановский.jpg
Первоначально проектная мощность пункта пропуска составляла 200 грузовых и 370 легковых машин в обе стороны. В реальности это гораздо больше. Для обеспечения непрерывного транспортного потока через границу в свое время таможенные и пограничные службы Беларуси и Литвы заключили соглашение, где прописано минимальное количество транспортных средств, которое необходимо оформить обеим сторонам за сутки. Для пунктов пропуска «Бенякони» и «Шальчининкай» – 500 грузовых автомобилей в обе стороны. Со своей стороны, мы выполняем эти нормы, но в последнее время подводят наши коллеги с той стороны. Мы делаем все возможное, чтобы перевозчики, которые пересекают границу, оформлялись быстро и им было комфортно здесь, – рассказал заместитель начальника таможенного поста «Бенякони» Сергей Ивановский.

Уже к концу этого месяца будет решен вопрос с вереницей большегрузов, ожидающих въезда в Литву на обочине дороги перед пунктом пропуска. За агрогородком Бенякони по правой стороне от дороги сейчас ведется строительство площадки, где будет функционировать система электронной очереди. Такая возможность позволит водителям планировать время пересечения границы, а также в случае необходимости отдохнуть в комфортных условиях. Стоянка рассчитана на 267 мест, из которых 212 – для грузовых автомобилей, 50 – для легковых и 5 – для рейсовых автобусов.

IMG_0173.jpg

IMG_0541.jpg

В помощь таможеннику

Без впечатляющего арсенала технических средств таможенного контроля в пункте пропуска никак не обойтись. Здесь есть классические видеоэндоскопы, металлодетекторы, досмотровые щупы, зеркала, фонари и многое другое. Чтобы проверить, нет ли у водителя или на перемещаемом им товаре следов взрывчатых веществ и наркотических средств, используются современные настольные и переносные детекторы. Еще один полезный инструмент в работе таможенника – томограф.

IMG_0285.jpg

Возвращается очень много дальнобойщиков с большими сумками, в которых лежит множество самых разных вещей. Если смотреть каждую сумку и каждую вещь самому, это займет очень много времени. Сканирующая установка в автобусном зале – хороший инструмент, который помогает увидеть содержимое багажа, не вскрывая его. На экран компьютера выводится трехмерное изображение, каждый предмет можно досконально рассмотреть со всех сторон. Если в багаже оружие, наркотики и другие запрещенные к перемещению товары, устройство реагирует сигналом, – пояснил Сергей Ивановский.

IMG_0068.jpg

IMG_0130.jpg

Похожая технология применяется при осмотре транспорта. Одно из самых современных технических средств таможенного контроля – инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Его применение позволяет увеличить пропускную способность за счет сокращения времени проведения таможенных операций и найти скрытые в тайниках товары, которые не всегда можно обнаружить вручную. Это очень важно, ведь нарушители тоже идут в ногу со временем и предпринимают самые разные хитрости. После сканирования на ИДК проходит обработка изображения, которое отображается на компьютере оператора-аналитика. Чтобы определить скрытое от глаз, в ход идут различные фильтры. Оператор – человек подкованный. Наряду со знанием обширного законодательства, ему нужно владеть нюансами конструктивных особенностей автомобилей и уметь читать сканограммы, это позволяет оперативно обнаруживать все «странности». Процесс осмотра с применением ИДК занимает всего 10–15 минут, в отличие от ручного досмотра, где необходимо выгрузить товар и сверить его количество и наименование.

IMG_0410.jpg

IMG_0418.jpg

Досматривается товар, перемещаемый грузовыми транспортными средствами, как правило, в боксе углубленного досмотра. Процесс небыстрый – занимает 8–10 часов, ведь все нужно внимательно пересчитать, сверить наименования, открыть коробки при необходимости.

Иван Хвесечко.jpg
Выгружаем всю машину, сверяем в количестве либо в объеме указанное в документах с тем, что действительно перемещается в автомобиле. Если все прекрасно, все загружается назад, машина пломбируется, водителю выдается акт таможенного досмотра, и транспортное средство следует дальше в пункт назначения, – рассказал главный инспектор отдела таможенных операций и контроля таможенного поста «Бенякони» Иван Хвесечко. – Таможенник должен быть очень внимательным, в своей работе ему нужно идти в ногу со всеми технологиями, потому что все совершенствуется, в том числе и схемы сокрытия. Стараемся все отработать четко и без остановок, потому что даже самая небольшая накладка задерживает очередь. В моей работе мне нравится постоянное движение. Тебе дают задачу, ты ее выполняешь, часто это что-то новое и незнакомое. Стараешься в этом разобраться, познаешь. Это действительно очень интересно.

IMG_0285.jpg

Как отметил Сергей Ивановский, в рамках проекта международной помощи в июле нынешнего года на въезде и на выезде установлена система радиационного контроля. Она помогает контролировать транспортировку в случае ионизирующего излучения. Работает как светофор: если загорается красный, значит, есть повышенное гамма-излучение, синий – нейтронное.

IMG_0380.jpg

IMG_0308.jpg

Это могут быть различные загрязненные отходы, элементы ядерного оружия и так далее. Контролю за перемещением источников ионизирующего излучения уделяется большое внимание. Система позволяет не только определить, что в этой машине есть источник излучения, но и выявить, в каком месте находится это излучение, как оно распространено, точечный это источник или он распространен по всему объему. В нынешнем году одну машину вернули, шла с очень повышенным фоном. Ворота с системой радиационного контроля выводятся на пульт старшего смены, и, если идет сигнал, он видит, какая опасность, а затем проводится дополнительный радиационный контроль.

Слаженную работу на пункте пропуска обеспечивают не только технологии. В ответственном деле таможенникам активно помогают и братья наши меньшие. Главный инспектор кинологического отдела Гродненской региональной таможни Юрий Карпейчик рассказал, что его питомец английский кокер-спаниель Жульен исправно несет службу на государственной границе уже четыре года:

Юрий Карпейчик.jpg
Взял его в два с половиной месяца, и через две недели началась подготовка. На протяжении всей жизни собака совершенствует свои навыки в повседневной работе. Не могу сказать, сколько часов она может работать в день, надо смотреть индивидуально по собаке, многое зависит от ее настроения и погодных условий. Ищем наркотические средства и психотропные вещества, оружие и все, что запрещено перемещать через государственную границу.

IMG_0483.jpg
IMG_0521.jpg

IMG_0434.jpg

30 лет на страже

Пункт пропуска «Бенякони» является хорошим примером того, что таможенная служба Беларуси не стоит на месте. Как отметил Сергей Ивановский, за 30 лет удалось достигнуть многого и развитие не прекращается:

Нашими основными задачами является взимание таможенных платежей, противодействие административным правонарушениям и борьба с контрабандой, соответственно, эти возложенные на нас задачи мы и выполняем. Что касается развития, то успешно реализуются проекты по совершенствованию таможенной инфраструктуры, внедрению новых информационных технологий, экспериментов, направленных на то, чтобы перевозчик за минимальное время пересекал границу. Например, уже успешно внедрена система автовыпуска – многие товары, помещенные под таможенные процедуры, выпускаются в автоматическом режиме без участия инспектора. В 30-летие таможенной службы Республики Беларусь хотел бы пожелать всем своим коллегам и ветеранам таможенной службы, их семьям крепкого здоровья, заряда энергии, успехов, быть верными своему долгу.

IMG_0567.jpg

Как рассказал заместитель начальника таможенного поста «Бенякони», на пункте пропуска в ближайшей перспективе намечен ряд преобразований. Сейчас внедряется система электронной очереди для грузового транспорта, в непосредственной близости от пункта пропуска уже в сентябре появится стоянка для автомобильного транспорта, где и будет функционировать эта система. Кроме того, в перспективе установка весогабаритного комплекса по въезду, расширение стоянки ИДК и другие мероприятия, которые позволят минимизировать время прохождения границы, что положительно скажется на всех участниках внешнеэкономической деятельности.

IMG_0600.jpg

К слову, всего с начала года через пункты пропуска Гродненской региональной таможни проследовали более 830 тысяч грузовых транспортных средств, 160 тысяч легковых, более 20 тысяч автобусов, свыше 420 тысяч железнодорожных вагонов и 52 самолета.

IMG_0628.jpg

Таможенниками выявлено почти 7 тысяч административных правонарушений, стоимость незаконно перемещаемого товара при этом составила более 17,5 миллиона рублей. Возбуждено 19 уголовных дел, в том числе за перемещение наркотических средств.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»