Елена Кроткова: «На Всебелорусском народном собрании важно обсудить, как вырастить не только мотивированного специалиста, а в первую очередь патриота своей страны»

4155858b5c8af1b4c6b777685dc2fd47.JPG
Елена Кроткова, ректор Гродненского государственного медицинского университета:

– В числе актуальных вопросов, которые будут вынесены на обсуждение шестого Всебелорусского народного собрания, важное место должны занять современные направления молодежной политики. Именно с молодежью в первую очередь связано будущее нашей страны. Стоит задача вырастить и подготовить высококвалифицированного, мотивированного на достижение высоких результатов в труде специалиста и в то же время личность, патриота своей страны. Исходя из этой позиции должна строиться работа в высших учебных заведениях, в том числе медицинских.

Интенсивное развитие практического здравоохранения предполагает единство образовательного, научного и инновационного процессов и их направленность на подготовку нового поколения специалистов. При этом одним из важнейших условий формирования компетенций специалиста медицинского профиля является практикоориентированность обучения. Необходимо не просто заложить будущему врачу солидную теоретическую базу, но и за время учебы помочь перевести эти знания в практическую плоскость. Кстати, о практикоориентированности высшего образования говорилось и на предыдущем, пятом Всебелорусском собрании, делегатом которого я была. Президент Александр Лукашенко в своем выступлении назвал это единственным путем эффективной подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями, знающих все этапы производства.

У нас в университете многое сделано для того, чтобы выпускник сразу имел большой набор практических навыков, умел думать, знать, как применять новейшие технологии, инициировать их внедрение. Этому служит интеграция образовательного и лечебного процесса. С одной стороны, это создание лабораторий практического обучения, симуляционных центров, а с другой – максимальную интеграцию вузовской системы в клинический процесс. Наш вуз один из первых в стране в свое время открыл симуляционную лабораторию. Недавно с учетом пандемии открыли современный кабинет практического обучения, где будущие врачи получают навыки работы в «красных зонах» и оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Планируется в ближайшее время открытие нового симуляционного центра с оснащением высокотехнологическим оборудованием, что позволит расширить перечень осваиваемых навыков студентами и повышать квалификацию практическим врачам.

В плане интеграции науки и практики невозможно переоценить создание университетской клиники. Таким образом будущие врачи получают возможность общаться с пациентом, развить навыки сбора анамнеза, осмотра, проведения диагностики. Важно, чтобы проект получил дальнейшее развитие, наработал опыт, который будет служить основой для совершенствования образовательного и лечебного процессов в масштабах страны. Несомненно, развитие проекта университетской клиники будет способствовать укреплению положительного имиджа медицинских вузов на международном образовательном рынке.

Бесплатное образование является, бесспорно, гуманнейшим социальным достижением нашей страны. Но меня как руководителя вуза не может не волновать, что у некоторых студентов складывается стойкое убеждение, что государство обязано их учить. Следует обсудить, как наиболее эффективно использовать государственные вложения в образование, не ущемляя прав молодых людей, стимулировать их к труду и самосовершенствованию. В этом плане, к примеру, целесособразно рассмотреть вопрос перевода на платную форму обучения высшего образования студентов, которые по итогам сессии продемонстрировали невысокие результаты, а студентов платной формы обучения, успешно сдавших сессии, перевести на бесплатную форму обучения.

В воспитательной и идеологической работе следует акцентировать внимание на индивидуальную работу. Мы имеем дело с молодежью, а это другое поколение. И нужно уметь слушать ее и искать взаимопонимание. Сейчас эра социальных сетей. И раз они там, значит, не нужно это игнорировать, а стоит переходить на несколько иной метод общения. По собственному опыту могу сказать, что лучшее воспитание – это воспитание примером. Когда молодые люди видят состоявшихся специалистов, которые говорят с ними не только о профессиональной работе, но о своей жизни, выборе, позиции по отношению к стране, то хотят на них равняться.

В медицинский вуз приходят абитуриенты с одними из самых высоких баллов, учатся шесть лет, но в итоге зачастую имеют обрывочные знания об истории страны, развитии отечественной и зарубежной медицины в сравнении. Почему-то создается впечатление, что там все хорошо, а у нас плохо, хотя в действительности это далеко не так. На мой взгляд, студентам нужно больше рассказывать не только об отечественных достижениях, в том числе белорусского здравоохранения, но и об опыте других стран. И здесь должно быть усилено преподавание общественных наук.

Положительным примером формирования патриотизма, преданности своей профессии у студентов в период пандемии явилась организация работы на добровольной основе

в качестве средних и младших медицинских работников в практическом здравоохранении. Целесообразно обсудить вопрос перевода волонтерства на постоянную основу.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Редакция газеты «Гродненская правда»