Гениальный гродненский школьник покоряет международные олимпиады по химии и знает все о сложных задачах

Человеку, которому тяжело даются точные науки, сложно понять, как можно часами корпеть над задачами.

Ученик Гродненской городской гимназии Матвей Баклажец – неоднократный призер республиканских и международных олимпиад по химии. В апреле на международной Менделеевской олимпиаде получил бронзовую медаль. О победе, реакциях в жизни и важности баланса Матвей рассказал журналисту «ГП». 

б (1).jpg

Анализ кофеина и состав вина

Человеку, которому тяжело даются точные науки, сложно понять, как можно часами корпеть над задачами, читать про реакции, строить цепочки и прочее. Но не Матвею. Парень признается, что этот предмет ему никогда не наскучит.

– В химии мне нравится то, что все можно рассчитать и предсказать. Но вместе с тем над многими задачами нужно поломать голову, подключив все свои знания. На олимпиадах задания интересные: как-то нужно было определить состав вина, в этом году на республиканском этапе делал анализ кофеина. Это здорово, когда ты можешь разложить вещество на составляющие или превратить одно в другое. Это очень захватывает, – поделился Матвей.

б (6).jpg

Любить то, что делаешь

В конце апреля состоялась международная Менделеевская олимпиада, которая собрала 145 участников из 28 стран. В доковидные времена она проходила в России, а в прошлом и этом году организаторы перевели ее в дистанционный формат. Чтобы исключить читерство, в кабинетах участников были установлены камеры. Беларусь представляли семь школьников, которые одержали победу на заключительном республиканском этапе олимпиады по химии.

– Изначально Менделеевская олимпиада называлась Всесоюзной и проводилась для школьников постсоветского пространства. Но с годами она набирала популярность, участвовать в ней хотели и другие страны, в итоге соревнование вышло на международный уровень. Менделеевская олимпиада не уступает по сложности итоговой международной, а в некоторых моментах и сложнее, – пояснил педагог Матвея Виталий Статино.

Под его руководством гродненские школьники уже не раз становились кандидатами для включения в состав национальной команды по химии. Учитель подчеркивает: его задача – объяснить и организовать процесс. Все остальное – заслуга учеников. 

– Матвей очень способный и усердный, впрочем, как и другие ребята. Я не сижу рядом с ними и не слежу за каждым их шагом. Им самим интересно то, что они делают. Применяю спортивную тактику: делаю все, чтобы на момент соревнований мои ученики были в наилучшей форме на каждом из этапов, – рассказал Виталий Статино.

Ломать шаблоны

Существует стереотип, что олимпиадники занимаются только своим предметом и больше ничем. Но Матвей убежден, что без смены деятельности нельзя достичь высоких результатов. Поэтому он успевает и поучиться, и с друзьями провести время. Говорит, это важно, иначе человек выдыхается и уже не может быть максимально результативным.

– Стараюсь относиться немного играючи к подготовке, добавлять некую долю азарта. Но при этом четко понимаю, сколько времени и труда нужно для победы. Нельзя упустить ни одну мелочь, постепенно готовясь к новым этапам. Обидно потом узнать, что тебе не хватило баллов из-за легкой задачи из школьного учебника, – поделился Матвей.

б (5).jpg

Вкус победы

Участие в олимпиадах и высокие результаты дают свои бонусы.

– Например, могу поступить в любой вуз страны без экзаменов, где химия – профильный предмет. Хотел бы связать свою жизнь с исследовательской работой. Мне это направление интересно и подходит по мироощущению. 

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Редакция газеты «Гродненская правда»