Гривда: город и тридцать деревень на берегах
85 километров медленно несет свои воды по территории двух районов – Ивацевичского и Слонимского – река Гривда. Отметно, что на этом небольшом протяжении на ее берегах разместились город Ивацевичи и около 30 деревень. А еще исследователи называют медлительную Гривду наиболее водоносным притоком Щары.
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ
Наиболее вероятно балтийское происхождение названия реки – от той же основы, что и латышское griva – «устье», или литовское griuvimas – «падение, низвержение». В некоторых документах, как написано в кратком топонимическом словаре, река значится как Кривда, но эта запись, по-видимому, воспроизведение из Кгривда. Впервые в «Актах Слонимского земского суда» река Гривда упоминается в 1556 году в связи с незаконным «покосом сена на сеножатях» слонимского судьи Яна Викторина.
Деревня Вороничи, у которой Гривда берет начало, впервые упоминается в XVI веке как собственность в Слонимском старостве Великого княжества Литовского. Сегодня деревня во многом живет благодаря близости к Слонимскому дробильно-сортировочному заводу, который построили в 1977 году рядом с месторождением «Озерница». Здесь, как и сорок лет назад, в огромных промышленных карьерах добывают песчано-гравийную смесь.


Вниз по течению – деревня Пасиничи, которая тоже упоминается в «Актах» 1556 года. О древнем происхождении этой деревни красноречиво свидетельствуют останки старинного поселения около деревенского кладбища в верховьях Гривды. На поверхности обнаружены фрагменты посуды бронзового века, керамика раннего железного века, датируемая II тысячелетием до н.э. и эпохой Киевской Руси (середина IX – начало XII веков). В Пасиничах жили в основном бояре, а их привилегии были неоднократно подтверждены королями Польши и Речи Посполитой.

На холмистом берегу Гривды возвышается Свято-Георгиевская церковь – ландшафтная доминанта Пасиничей. Ее в 1863 году в честь святого великомученика Георгия Победоносца своими силами возвели местные жители.
МИЖЕВИЧИ ОТ СЛОВА «МЕЖА»?
Спускаемся ниже по течению и попадаем в деревню Мижевичи – поселение, которое считалось пограничным форпостом между древними славянскими и балтскими племенами. Подтверждение этому – древние курганы и городище, сохранившиеся на территории села.
Интересна история, связанная с возникновением здесь православного храма. В 1795 году в Мижевичах был расквартирован один из русских полков, в походной церкви которого находился чудотворный образ Божией Матери. В 1865 году в «Литовских епархиальных ведомостях» священник Соколов напишет, что когда военные собрались увезти походную церковь с чудотворным образом, то сдвинуть повозку с места не смогли. Тогда пришли к мысли, что Божией Матери неугодно расставаться с этим местом. Солдаты вставили образ в огромный деревянный крест и водрузили его там, где находился престол походной церкви. Крестьяне молились у него, а в 1800 году построили деревянную церковь.

В Мижевичах и сегодня кипит жизнь. Агрогородок является центром сельсовета, работают лесничество, магазины, амбулатория, больница, центр культуры. Дети ходят в местную школу и детский сад.
В «ТРИДЕВЯТКО-ВичСКОМ ЦАРСТВЕ»
На левом берегу Гривды разместились небольшая деревня Стародевятковичи и агрогородок Новодевятковичи.
В письменных источниках Девятковичи впервые упоминаются в 1492 году. Но существует мнение, что уже около 1350 года основатель рода Мелешко Кезгайло за ратную службу получил на Слонимщине солидное земельное владение. Рядом с укрепленным господским двором вскоре возникла деревня, которая постепенно разрослась в три «микрорайона»: Новоселки, Третьяки, и, собственно, Девятковичи. Центр имения Девятковичи, в документах называемый «старым двором», занимал большой «пляц», к нему примыкали сады, огороды и сенокосы. При дворе была церковь и корчма, на реке Гривда – водяная мельница.
В сотнях метров от Гривды в XVI веке на средства Мелешко в Девятковичах возвели православный храм, который освятили в честь святой мученицы Параскевы Пятницы. Нынешняя церковь построена в 1820 году из дерева на средства владельца имения Девятковичи помещика Войцеха Пусловского.
В Старых Девятковичах Гривда встречается со своим притоком Буллой и далее несет свои воды в агрогородок Новодевятковичи.
В 1677 году Теодор Мелешко продал свою часть имения Девятковичи Александру Казимиру Слизню. С этого времени и до 1939 года хозяевами Девятковичей становятся представители шляхетского рода Слизней. В середине XIX века Альфред Слизень возводит в Новодевятковичах мощный «замок» в «английском вкусе». Здание не сохранилось, но до нас дошла акварель Наполеона Орды, где дворец изображен с тыльной стороны. Перед дворцом – парк, который соединялся с костелом липовой аллеей.
Первый деревянный костел построил Александр Слизень как усыпальницу своего рода. В 1790 году под руководством его внука Тадеуша возвели каменный храм.
Сегодня агрогородок Новодевятковичи – центр сельсовета. На его территории работают сельхозпредприятие «Новодевятковичи», агропредприятие по производству беконной свинины «Белдан». В поселке располагается дом-интернат для одиноких и престарелых граждан, работает магазин, отделение связи, быткомбинат, амбулатория, центр культуры, библиотека.
Славу Новодевятковичской средней школе приносят ее ученики, а также школьный краеведческий музей, инициаторами которого стали учителя школы супруги Василий и Татьяна Ракути. Сегодня в его хранилище – более тысячи экспонатов, а приезжают посмотреть на них люди из многих уголков мира. Гостил и потомок прежних владельцев имения – Альфред Слизень, который покинул Новодевятковичи в 12-летнем возрасте.
МАСТЕРОВЫЕ ГОРБАЧИ
Деревня Горбачи получила название от фамилии семей, селившихся здесь. Все жители Горбачей раньше были родственниками, носили одну фамилию, вместе жили в горе и в радости, дружно и весело, как одна семья. Из архивных документов известно, что в 1650 году здесь было шесть крестьянских хозяйств, в которых трудились люди одной фамилии Горбач.
Местные жители рассказывают, что фамилия пошла не от «горбатого» предка, как может кому-то показаться, а от горбача – инструмента столяра, вида рубанка. Люди здесь всегда были мастеровитые – местные плотники могли поставить дом без единого гвоздя. Говорят, что в старину неподалеку от деревни было несколько деревянных пешеходных мостов через речку Гривду. Оказывается, эти мосты тоже называли «горбачами».
УРОКИ УРОЧИ
Деревня Урочь – последний населенный пункт района, находящийся на берегу Гривды. Сто лет назад деревня носила название Уречье, которое говорило о месте расположения населенного пункта, – у реки Гривда. Старожилы рассказывают, что когда-то деревня Урочь была центром фольварка Красностав, которым владели помещики Мелешко, а затем Слизни. Сельчане и теперь показывают то место, где на берегу Гривды находился «став» – пруд для разведения рыбы. Говорят, что местная почва богата железной рудой, поэтому вода в пруду слегка окрашивалась в красный цвет. Отсюда и название – Красностав.
Рядом с мостом через Гривду можно увидеть курган. По легенде, курган – это братская могила солдат наполеоновской армии. В 1812 году в окрестностях Урочи проходили ожесточенные бои. В лесу и теперь кое-где виднеется старинная дорога, так называемый «старый Коссовский тракт», по которой отступали остатки наполеоновского войска.
За Урочью Гривда лениво извивается по заболоченной низине среди камышей и тростников. Здесь она проходит последние километры пути по территории Гродненской области, радует путешественника уникальными пейзажами и бежит дальше – в Ивацевичский район, где сольется с водами Щары.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Река Исса: мини-ГЭС, корабельные рощи и дикий мед в проекте "Гродненщина синеокая
Гродненщина синеокая. Лебеда. След Огинского, храм-крепость, чудо-родники
ИСТОКИ И ИСТОРИЯ
Наиболее вероятно балтийское происхождение названия реки – от той же основы, что и латышское griva – «устье», или литовское griuvimas – «падение, низвержение». В некоторых документах, как написано в кратком топонимическом словаре, река значится как Кривда, но эта запись, по-видимому, воспроизведение из Кгривда. Впервые в «Актах Слонимского земского суда» река Гривда упоминается в 1556 году в связи с незаконным «покосом сена на сеножатях» слонимского судьи Яна Викторина.
Деревня Вороничи, у которой Гривда берет начало, впервые упоминается в XVI веке как собственность в Слонимском старостве Великого княжества Литовского. Сегодня деревня во многом живет благодаря близости к Слонимскому дробильно-сортировочному заводу, который построили в 1977 году рядом с месторождением «Озерница». Здесь, как и сорок лет назад, в огромных промышленных карьерах добывают песчано-гравийную смесь.

Вниз по течению – деревня Пасиничи, которая тоже упоминается в «Актах» 1556 года. О древнем происхождении этой деревни красноречиво свидетельствуют останки старинного поселения около деревенского кладбища в верховьях Гривды. На поверхности обнаружены фрагменты посуды бронзового века, керамика раннего железного века, датируемая II тысячелетием до н.э. и эпохой Киевской Руси (середина IX – начало XII веков). В Пасиничах жили в основном бояре, а их привилегии были неоднократно подтверждены королями Польши и Речи Посполитой.

На холмистом берегу Гривды возвышается Свято-Георгиевская церковь – ландшафтная доминанта Пасиничей. Ее в 1863 году в честь святого великомученика Георгия Победоносца своими силами возвели местные жители.
МИЖЕВИЧИ ОТ СЛОВА «МЕЖА»?
Спускаемся ниже по течению и попадаем в деревню Мижевичи – поселение, которое считалось пограничным форпостом между древними славянскими и балтскими племенами. Подтверждение этому – древние курганы и городище, сохранившиеся на территории села.
Интересна история, связанная с возникновением здесь православного храма. В 1795 году в Мижевичах был расквартирован один из русских полков, в походной церкви которого находился чудотворный образ Божией Матери. В 1865 году в «Литовских епархиальных ведомостях» священник Соколов напишет, что когда военные собрались увезти походную церковь с чудотворным образом, то сдвинуть повозку с места не смогли. Тогда пришли к мысли, что Божией Матери неугодно расставаться с этим местом. Солдаты вставили образ в огромный деревянный крест и водрузили его там, где находился престол походной церкви. Крестьяне молились у него, а в 1800 году построили деревянную церковь.
В Мижевичах и сегодня кипит жизнь. Агрогородок является центром сельсовета, работают лесничество, магазины, амбулатория, больница, центр культуры. Дети ходят в местную школу и детский сад.
В «ТРИДЕВЯТКО-ВичСКОМ ЦАРСТВЕ»
На левом берегу Гривды разместились небольшая деревня Стародевятковичи и агрогородок Новодевятковичи.
В письменных источниках Девятковичи впервые упоминаются в 1492 году. Но существует мнение, что уже около 1350 года основатель рода Мелешко Кезгайло за ратную службу получил на Слонимщине солидное земельное владение. Рядом с укрепленным господским двором вскоре возникла деревня, которая постепенно разрослась в три «микрорайона»: Новоселки, Третьяки, и, собственно, Девятковичи. Центр имения Девятковичи, в документах называемый «старым двором», занимал большой «пляц», к нему примыкали сады, огороды и сенокосы. При дворе была церковь и корчма, на реке Гривда – водяная мельница.
В сотнях метров от Гривды в XVI веке на средства Мелешко в Девятковичах возвели православный храм, который освятили в честь святой мученицы Параскевы Пятницы. Нынешняя церковь построена в 1820 году из дерева на средства владельца имения Девятковичи помещика Войцеха Пусловского.
В Старых Девятковичах Гривда встречается со своим притоком Буллой и далее несет свои воды в агрогородок Новодевятковичи.
В 1677 году Теодор Мелешко продал свою часть имения Девятковичи Александру Казимиру Слизню. С этого времени и до 1939 года хозяевами Девятковичей становятся представители шляхетского рода Слизней. В середине XIX века Альфред Слизень возводит в Новодевятковичах мощный «замок» в «английском вкусе». Здание не сохранилось, но до нас дошла акварель Наполеона Орды, где дворец изображен с тыльной стороны. Перед дворцом – парк, который соединялся с костелом липовой аллеей.
Первый деревянный костел построил Александр Слизень как усыпальницу своего рода. В 1790 году под руководством его внука Тадеуша возвели каменный храм.
Сегодня агрогородок Новодевятковичи – центр сельсовета. На его территории работают сельхозпредприятие «Новодевятковичи», агропредприятие по производству беконной свинины «Белдан». В поселке располагается дом-интернат для одиноких и престарелых граждан, работает магазин, отделение связи, быткомбинат, амбулатория, центр культуры, библиотека.
Славу Новодевятковичской средней школе приносят ее ученики, а также школьный краеведческий музей, инициаторами которого стали учителя школы супруги Василий и Татьяна Ракути. Сегодня в его хранилище – более тысячи экспонатов, а приезжают посмотреть на них люди из многих уголков мира. Гостил и потомок прежних владельцев имения – Альфред Слизень, который покинул Новодевятковичи в 12-летнем возрасте.
МАСТЕРОВЫЕ ГОРБАЧИ
Деревня Горбачи получила название от фамилии семей, селившихся здесь. Все жители Горбачей раньше были родственниками, носили одну фамилию, вместе жили в горе и в радости, дружно и весело, как одна семья. Из архивных документов известно, что в 1650 году здесь было шесть крестьянских хозяйств, в которых трудились люди одной фамилии Горбач.
Местные жители рассказывают, что фамилия пошла не от «горбатого» предка, как может кому-то показаться, а от горбача – инструмента столяра, вида рубанка. Люди здесь всегда были мастеровитые – местные плотники могли поставить дом без единого гвоздя. Говорят, что в старину неподалеку от деревни было несколько деревянных пешеходных мостов через речку Гривду. Оказывается, эти мосты тоже называли «горбачами».
УРОКИ УРОЧИ
Деревня Урочь – последний населенный пункт района, находящийся на берегу Гривды. Сто лет назад деревня носила название Уречье, которое говорило о месте расположения населенного пункта, – у реки Гривда. Старожилы рассказывают, что когда-то деревня Урочь была центром фольварка Красностав, которым владели помещики Мелешко, а затем Слизни. Сельчане и теперь показывают то место, где на берегу Гривды находился «став» – пруд для разведения рыбы. Говорят, что местная почва богата железной рудой, поэтому вода в пруду слегка окрашивалась в красный цвет. Отсюда и название – Красностав.
Рядом с мостом через Гривду можно увидеть курган. По легенде, курган – это братская могила солдат наполеоновской армии. В 1812 году в окрестностях Урочи проходили ожесточенные бои. В лесу и теперь кое-где виднеется старинная дорога, так называемый «старый Коссовский тракт», по которой отступали остатки наполеоновского войска.
За Урочью Гривда лениво извивается по заболоченной низине среди камышей и тростников. Здесь она проходит последние километры пути по территории Гродненской области, радует путешественника уникальными пейзажами и бежит дальше – в Ивацевичский район, где сольется с водами Щары.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ
Река Исса: мини-ГЭС, корабельные рощи и дикий мед в проекте "Гродненщина синеокая
Гродненщина синеокая. Лебеда. След Огинского, храм-крепость, чудо-родники