Известные российские и белорусские журналисты побывали в Гродно

Известные российские и белорусские журналисты  побывали в Гродно

Российский журналист, телеведущий и политический обозреватель телеканала «Россия-1» Константин Семин и декан факультета философии и социальных наук БГУ, публицист, ведущий программы «Дело принципа» на телеканале ОНТ Вадим Гигин приехали в Гродно, чтобы встретиться с коллегами из региональных СМИ и студентами ГрГУ имени Янки Купалы.
Встречу инициировал Белорусский союз журналистов в рамках сотрудничества с Международным медиа-клубом «Формат А-3». В интервью «Гродненской правде» Константин Семин рассказал, что впервые в нашем городе и области и рад возможности увидеть новый для него регион. Он подчеркнул, что с огромным уважением относится к Беларуси и к тому, что удалось сохранить от нашего некогда общего дома. Константин Семин родом с Урала, в Екатеринбурге в 2001 году окончил факультет журналистики местного университета. Работал, начав с первого курса, в разных телекомпаниях города. Журналист вспоминает, что это был период бурного расцвета региональных СМИ в целом в России и в его родном городе:
7.jpg
-- Тогда у нас было 13 местных телекомпаний. Все они конкурировали. К нам приезжали американские преподаватели, которые учили жизни, рассказывали, как сохранить объективность, как быть отличным от других на рынке труда. Однако многое из того, чему нас учили, в том числе иностранные учителя, оказалось совсем не правдой при столкновении с грубой суровой действительностью. Мифы объективности, беспристрастности разрушались. Оказалось, что все гораздо проще и суровее, что жизнь в эпоху первоначального накопления капитала в России принадлежит двум десяткам людей конкретных фамилий, и работа журналиста в том, чтобы, стараясь сохранить хотя бы остатки профессионального достоинства и чести, транслировать эти интересы. Такова была моя журналистская школа. Не скажу, что это были какие-то радужные годы и дни. Сейчас изменилось практически все. Пришли новые средства коммуникаций в нашу жизнь, стало больше определенности. Сегодня журналист обладает большим количеством навыков и возможностей, каждый может почувствовать, что и один в поле воин.
-- Каким должен быть современный журналист?
3.jpg
-- От журналиста, на мой взгляд, требуется гражданское мужество, для того, чтобы под воздействием различных факторов, векторов, интересов сохранить свою репутацию, свой честный взгляд на происходящее. Я уверен, что самой главной ценностью, которую оставила нам советская журналистская традиция, является авторский взгляд, авторская позиция, авторское мнение. В нашей стране и в Беларуси тоже, я уверен, никогда не приживется стерилизованная, безликая, безголосая журналистика, которая работает просто зеркалом, отражением действительности, которая не преломляется через призму авторского видения, авторского восприятия. Я с большим уважением отношусь к региональной прессе и убежден, что настоящие кадры, новые имена в журналистике находятся далеко от столицы. Нужно просто создавать условия, чтобы эти люди пробивались, чтобы их было слышно. Журналисту очень важно сохранить способность удивляться. Ведь журналистика – это такая же профессия, как работа врача или учителя, труд на конвейере или у станка. Это профессия, связанная с регулярным монотонным трудом. Если таким трудом занимаешься, то через некоторое время начинает казаться, что ты уже это рассказывал, это уже было. Мир стандартизуется, распадается на типы, и у профессионала создается ощущение, что ничего нового не произошло. Соответственно ничего нового ты уже сказать не можешь и теряешь интерес к происходящему. Вот поэтому для журналиста, мне кажется, важно сохранить остроту зрения, способность удивляться, находить даже в самой стандартной ситуации, в каждом будничном сюжете новые неожиданные повороты, новые грани, которые будут интересны не только тебе, как человеку творческому, как человеку неравнодушному, но и твоим зрителям.
-- Константин Викторович, о Беларуси не планируете снять сюжет или документальный фильм?
2.jpg
-- Я уже давно вынашиваю такую идею. Мне бы очень хотелось увидеть вашу глубинку. Ведь нас когда-то на самом деле разорвали на части, это трагедия 1991 года. Не смотря на то, что кровные узы никуда не делись и сухожилия не оборваны, где-то прочно переплетены-перепутаны, узлы завязаны, как на Украине, и пока еще, слава Богу, не оборваны, мы почти перестали слышать друг о друге. Есть несколько периферийных медийных проектов у нас, которые вроде бы должны рассказывать о том, что происходит в бывших советских республиках, но мы почти ничего друг о друге не знаем. Да, конечно, у вас работают наши телеканалы и вы можете заглянуть за наши ширмы, но мы о происходящем в Беларуси почти ничего не знаем в основном. Журналистские десанты из России, для которых вы организуете такие поездки, -- это правильная тактика, я считаю. Людям действительно интересно, как живут соседи. Конечно, легко идти на поводу самых низменных инстинктов аудитории и запросов рекламодателей, демонстрируя с экранов обнаженные тела, но по-настоящему людям в России интересно знать, чем живут такие же как они люди здесь, в Беларуси. Как они работаю, как учатся, как выглядит их ежедневная жизнь. К сожалению, у нас из эфира и со страниц газет исчез человек труда. Словом, я мечтаю снять фильм о Беларуси. Даже приехав сейчас на непродолжительное время, в кармане у меня камера и попутно я стараюсь что-то запечатлеть.
-- К реализации вашего нового проекта по созданию документального фильма «Последний звонок» о проблемах образования вы предложили подключиться обычным людям, неравнодушным к этой теме. Идея имеет развитие?
5.jpg
 -- Вместе с моим товарищем, историком Евгением Спицыным, бывшим директором одной из московских школ, мы затеяли сбор средств на съемки будущего фильма. Стали искать единомышленников через социальные сети, и уже почти три тысячи человек готовы нас поддержать. Мы на самом начальном этапе пути. Может, это будет цикл фильмов из нескольких серий, может, единый монолитный повествовательный кусок, трудно предугадать траекторию фильма, пока не собран весь материал. Но главное, мы хотим рассказать о проблемах в образовании, о которых повествуют сотни и сотни приходящих к нам писем. И это касается не только России. Мы получаем письма из Киргизии, Казахстана, Грузии, Молдовы, с Украины, не смотря на все, что между нами происходит, и получаем слова поддержки. Мы ведь все проходим через одни и те же процессы. Нас «расчеловечивают» по одинаковым сценариям. Необходимо понять, что излечить это, поправить положение только назначением нового министра, сменой образовательных планов, реформированием вузов, невозможно. Нужно понимать, и мы это четко осознаем до начала съемок, что образование, так же как медицина или армия, предположим, это производная от тех экономических отношений, которые происходят в обществе. Если изменились фундаментальные основы этих экономических отношений, значит, получается закономерный результат. Точно такой, какой он получается в Восточной Европе, такой, как в бывших советских республиках. И придем мы непременно к одной и той же планке деградации.
Чем нам интересен белорусский опыт? Тем, что вы по этой кривой дороге движетесь медленнее, чем мы, тормозите на ней, держась изо всех сил, насколько мне известно, за то хорошее, что нам осталось от советского прошлого в образовании. Словом, «Последний звонок» -- это попытка залезть на колокольню и кричать: «Люди, горим!»

***
Студенты ГрГУ имени Янки Купалы и участники семинара для главных редакторов и творческих работников районных СМИ в открытом диалоге с опытным российским журналистом узнали не только о его резонансных документальных фильмах и творческих планах, но и о подходах к работе, убеждениях. Будущим журналистам Константин Семин посоветовал, чтобы они как можно раньше начинали делать конкретные шаги в профессию, приобретали собственный опыт и вырабатывали умение подвергать сомнению то, что кажется, на первый взгляд, очевидным.
1.jpg8.jpg6.jpg