Как дети составляют загадки и придумывают сказки. Чему и как учит воспитанников детского сада отличник образования Беларуси (+видео)

Как дети составляют загадки и придумывают сказки. Чему и как учит воспитанников детского сада отличник образования Беларуси (+видео)

«Учитель.ДА!» – это совместный проект нашей газеты и главного управления образования областного исполнительного комитета. Он о тех, кого мы с благодарностью помним всю жизнь, – воспитателях, учителях, преподавателях. Не просто представим лучших из лучших, а и немного раскроем профессиональные тайны, ведь урок, который мы все помним – это лишь вершина айсберга. Расскажем о новаторских и креативных разработках педагогов, Гродненщины. Педагоги сами поделятся секретами, как стать любимым учителем, сделать уроки интересными и современными.

Сегодня педагогическая семья Гродненщины – это более 23 тысяч человек. Мы не расскажем о каждом, но лучшие точно станут героями публикаций.

33 года день за днем встречает улыбкой малышей в детском саду воспитатель Татьяна Литвинчик. Для них – просто любимая Татьяна Алексеевна, у которой припасено бессчетное количество увлекательных игр и заданий. Им и невдомек, что с ними до самого вечера работает отличник образования Республики Беларусь. И одна из немногих представителей системы образования Гродненщины, кто удостоена медали «За трудовые заслуги».

IMG_0698.jpg

В садик шла «ненадолго»

Общий педагогический стаж Татьяны Литвинчик – 36 лет, 33 года она работает в детском саду. Совсем недавно на итоговой коллегии Министерства образования Беларуси Татьяне Литвинчик вручили знак «Отличник образования».

IMG_0741.jpg

Историк по специальности, придя в 1987 году в детский сад «ненадолго», очень скоро поняла, что быть воспитателем – это ее судьба. А особый интерес к работе появился, когда в 2000 году перешла в дошкольное учреждение №78.

IMG_0707.jpg
– Мне повезло, что здесь работала экспериментальна республиканская площадка по применению ОТСМ-ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Говоря простым языком, она направлена на развитие у детей воображения, творческого мышления, умения нестандартно мыслить и так далее. Два года мы учились этой технологии, а потом стали активно ее применять в работе. И уже сами делимся опытом.

Накопленный опыт в 2014 году позволил Татьяне Литвинчик принять участие в республиканском конкурсе «Учитель года». Она дошла до республиканского этапа и стала лауреатом второй степени.

Заведующий яслями-садом Светлана Зыкова говорит, что Татьяна Литвинчик буквально «инфицирована» этой технологией.

– Это творческий, активный, современный педагог. И замечательно, что коллеги также интересуются этой технологией, мы поощряем их стремление работать по-новому, нестандартно, эффективно. И создаем для этого все условия, – рассказала Светлана Зыкова. – Татьяна Литвинчик – руководитель созданного в 2015 году на базе нашего учреждения областного ресурсного центра по теме «Использование ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования». Выделили отдельный кабинет, где собраны все материалы и обобщен опыт работы, которым она охотно делится.

IMG_0723.jpg

ТРИЗ – это технология творчества

Можно ли оценить результативность и эффективность ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии? С одной стороны, есть показатели степени сформированности тех или иных представлений у дошкольника. Педагоги это, конечно, оценивают. И по ним видно, что технология на самом деле эффективна. Но есть и другой, пусть субъективный, показательный способ увидеть результат.

– Мои дети очень раскрепощенные, они не теряются в сложной ситуации, не боятся высказывать свои мысли, у них подвижное мышление… – говорит о воспитанниках Татьяна Литвинчик.


Пока мы были в группе, ребята, казалось, просто играли. Но вот одно из заданий: изобразите на бумаге три круга. В любом месте, любым цветом, любого размера. А потом «оживите» их, превратив во что-то другое. Пару минут – и мы видим ежиков, яблоки, смайлики, солнышко, лицо человека… Фантазия ребенка ограничена только одним – кругом.

IMG_0769.jpgIMG_0808.jpg

Кстати, эти же дети умеют сами придумывать загадки. А когда занятие посвящено сказкам, сочиняют, что могло бы происходить до сказки или как она могла бы продолжиться. Фантазируют, что будет, если убрать одного героя или перепутать их.

У этого воспитателя просто не существует скучных заданий для детей.

В помощь коллегам

Имя Татьяны Литвинчик сегодня известно в педагогическом кругу не только области, но и всей республики. Гродненка является председателем Педагогического интеллектуального клуба «ТРИЗ», членом клуба «Хрустальный журавль» (секция дошкольного образования), который объединяет профессионалов. А потому мастер-классы, семинары проходят не только на базе гродненскиз яслей-сада, с ними воспитатель бывает во всех регионах страны и охотно делится опытом. Кроме того, она автор четырех методических пособий, в том числе по использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в обучении детей грамоте, изучения ими природных сообществ.

IMG_0779.jpg

– Недавно была принята новая учебная программа, и я выверила в соответствии с новым образовательным стандартом свой подход в обучении дошколят грамоте. Кроме того, за 10 лет накопилось много нового материала. Все это систематизировала и сейчас пособие находится на изучении в издательстве «Адукацыя і выхаванне», надеюсь, оно будет издано, – рассказала Татьяна Литвинчик.

Также она вновь решила попробовать свои силы в конкурсе. Осенью пройдет VI Съезд учителей и работников образования стран – участниц СНГ и в его рамках международный фестиваль педагогического мастерства. Татьяна Литвинчик – одна из пяти педагогов, кто может представить Беларусь в финале конкурса.

IMG_0701.jpg

Талантливых педагогов у нас очень много. Но не все решаются представить свой опыт. А ведь мои медали получены именно благодаря тому, что я заявила о себе и что меня поддержали, дали такую возможность. Хочется, чтобы талантливые педагоги не стеснялись рассказывать о своих разработках. Нужно верить в себя и не бояться трудностей, – говорит Татьяна Литвинчик.
Редакция газеты «Гродненская правда»