Кандидат наук и бесстрашный летчик. История генерал-лейтенанта авиации Анатолия Брандыса

Одна из улиц Лиды носит имя бесстрашного летчика Анатолия Брандыса, который принимал участие в боях за освобождение города от фашистов. Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук, после войны подготовил целую плеяду молодых летчиков.

брандыс 1.jpg

Служба в небе

Анатолий Брандыс родился в 1923 году в городе Екатеринославе в семье рабочего вагоноремонтного завода. Как многие мальчишки того времени, мечтал стать летчиком, занимался в Днепровском аэроспортклубе. Первый самостоятельный полет совершил в мае 1941 года. 
В Красной Армии Брандыс служил с июня 1941 года. После полного курса обучения в Пермской военной школе пилотов в июле 1943-го получил первое офицерское звание – младший лейтенант и специальность пилота-штурмовика Ил-2 и прибыл в 75-й Сталинградский гвардейский авиаполк 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии в составе действующей армии Южного фронта. Здесь получил боевое крещение: первый боевой вылет был в составе группы на штурм колонны вражеских танков из дивизии СС «Мертвая голова». В этом полку, к слову, прошел до последнего дня войны.

брандыс 5.jpg

Боевые товарищи

Напарником Брандыса на Ил-2 волей случая стал 30-летний киргиз Абдыкасым Карымшаков, который оказался верным боевым другом и отличным стрелком. Войну Карымшаков закончил полным кавалером ордена Славы, был очень почитаемым в Киргизии человеком. Все встречи и торжества он начинал со слов благодарности своему командиру Брандысу. Экипаж, в который входили украинец Брандыс и киргиз Карымшаков, носил позывной «Алтай». 

брандыс 7.jpg

Особенностью штурмовика Ил-2 были полеты на низких высотах. Обладая мощным вооружением (несколько пушек, пулеметов, реактивных снарядов, до 600 килограммов бомб), самолет представлял грозную боевую силу. Не зря немцы прозвали его «Черная смерть». Однако при штурмовке он был досягаем для всех видов наземного оружия противника. И, несмотря на наличие брони, боевые потери этих самолетов, особенно в начальный период войны, были крайне велики. Потому для летчиков каждый вылет был смертельным риском. 

брандыс_мемориальная доска_Днепр.jpg

К своей первой боевой награде – ордену Красного Знамени – Анатолий Брандыс был представлен 25 октября 1943 года. Выписка из наградного листа гласит: «За совершение с 19.8.43 г. по 23.10.43 г. 24-х боевых вылетов на штурмовку и бомбометание войск противника, за уничтожение укреплений, техники и живой силы». Представление подписал командир авиаэскадрильи старший лейтенант Леонид Беда, с которым они впоследствии одним Указом Президиума Верховного Совета СССР получат вторые Золотые Звезды Героев Советского Союза и останутся друзьями на всю жизнь.

Под крылом – Беларусь

За год пребывания на фронте Анатолий Брандыс стал опытнейшим воздушным асом, получил звание старшего лейтенанта и должность заместителя командира эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка. После освобождения Крыма в составе своего легендарного полка воевал на 3-м Белорусском фронте, освобождал Беларусь, в том числе Лиду, затем – Вильнюс, Восточную Пруссию…

 За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, 23 февраля 1945 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны Брандыс стал капитаном и командиром эскадрильи. Эскадрилья под его командованием совершила 501 боевой вылет, потеряв при этом в ожесточенных боях всего 4 экипажа и 9 самолетов, что свидетельствует о его высоком командирском мастерстве. И всего этого достиг человек, которому даже не исполнилось 22 года! 

Вскоре после Великой Победы – в июне 1945 года – Брандыс был удостоен второй высшей степени отличия – медали «Золотая Звезда» и звания Героя Советского Союза. 

брандыс_надгробный памятник в москве на кунцевском кладбище.jpg

Бесценный опыт и знания 

После окончания войны он еще более сорока лет отдал  армии и военно-воздушным силам. Командовал крупными авиационными частями и соединениями, передавал свой бесценный опыт молодому поколению. 

В 1962–1964 годах возглавлял Центральный аэроклуб имени В. Чкалова, затем долгие годы преподавал в военно-учебных заведениях Москвы, готовил летчиков, писал труды по военной авиации. С июля 1972 года – доцент и старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВВС в академии Генерального штаба. В качестве советника несколько лет был в Египте и преподавал в Военной академии этой страны. 

«Воспоминаний и фильмов о войне отец не любил, предпочитал комедии, – пишет сын героя Валерий, который тоже стал военным. – Но один фильм, если и не понравился в чистом виде, то чем-то притягивал – «В бой идут одни старики» с Леонидом Быковым в главной роли. Многие мне говорили, что главный герой прямо списан с отца: та же легкая бравада перед окружающими, характерный жест – отмашка ладонью со словами «слабак». Не претендуя на приоритет дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Попкова как прототипа образа, невозможно не заметить общих черт для всего славного и гордого племени соколов...».

брандыс_бронзовый бюст на родине.jpg


В копилке наград Анатолия Яковлевича – ордена Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, Александра Невского, четыре ордена Красного Знамени, два – Отечественной войны I степени, многочисленные медали. На родине Брандыса в городе Днепр (тогда Днепропетровск) 9 мая 1949 года установлен прижизненный памятник – бронзовый бюст. 

Анатолий Брандыс похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Его имя носит улица в Днепре, мемориальная доска в память о земляке есть на средней школе №77, где в 1940–1941 годах размещалась Днепровская школа ВВС. 

улица Брандыса_лида (2).JPG

В Лиде улица Анатолия Брандыса появилась в 90-е годы прошлого века. Так было увековечено имя летчика-штурмовика, освобождавшего Лидчину.

улица Брандыса_лида (1).JPG

– Символично, что в Лиде – городе военных авиаторов – летную славу региона продолжают новые поколения, – подчеркивает Андрей Платоненко, старший помощник начальника отделения идеологической работы 16-й Гвардейской штурмовой авиационной базы. – С Лидского военного аэродрома со 107-летней историей взмывает в небо штурмовая авиация, чтятся офицерские традиции, а новые «рыцари неба», как и летчики-герои прошлого, всегда готовы защитить рубежи Отечества.